Реферат: анализ рентабельности организаций

Сущность рентабельности предприятия

Кроме непосредственного рассмотрения суммы прибыли в конце года, существует несколько других подходов оценки прибыльности и рентабельности компании. Простое изучение текущей чистой прибыли не позволяет понять эффективность деятельности предприятия.

В целом рентабельность являет собой способность компании создавать прибыль для инвесторов и собственников. Высокая рентабельность свидетельствует не только о способности компании обеспечивать достижение интересов этих групп участников. Также высокая рентабельность свидетельствует о более высокой защищенности кредиторов, так как в случае эффективной деятельности компания получает дополнительный положительный денежный поток, который может быть направлен на погашение долга перед поставщиками финансовых ресурсов. Также работа в рентабельной компании означает, что интересы персонала защищены, они смогут сохранять за собой рабочее место в случае качественного выполнения служебных обязанностей.

Существует большое количество типов рентабельности. Например, зависимо от знака значения показателя, рентабельность может быть положительной и отрицательной. Отрицательное значение свидетельствует о том, что компания генерирует убытки, а значит, действует неэффективно.

Показатели рентабельности

Существует значительное количество различных показателей рентабельности и прибыльности. В целом, существуют такие подходы к изучению:

— анализ показателей маржи;

— оценка уровня безубыточности;

— расчет и анализ показателей рентабельности активов, пассивов и т.д.

Показатель – это соотношение между любыми двумя числами. Показатель можно записать как:

2:1

2 к 1

2/1

2

Существует несколько причин выражения коэффициентов последним образом или через процент. Показатели позволяют легко сравнивать изменение эффективности работы исследуемой компании в течение нескольких периодов времени. Также показатели (они же коэффициенты) позволяют сравнивать между собой эффективность работы различных компаний, например, конкурентов, а также сопоставлять данные со средними значениями в отрасли.

Использование финансовых показателей является проверенным временем методом анализа бизнеса. Инвесторы, банковские работники, которые ответственны за выдачу кредита, собственники: все активно используют относительные показатели рентабельности в процессе своей аналитической деятельности при анализе текущего финансового здоровья компании и потенциала работы компании.

Популярными показателями маржи являются валовая рентабельность продаж (валовая маржа), операционная рентабельность продаж (операционная маржа), чистая рентабельность продаж и прочие.

Расчет показателей происходит следующим образом:

Валовая прибыль = Выручка – Себестоимость продаж

Выручка должна учитываться без НДС, скидок и возврата, акцизов.

Операционная прибыль = Валовая прибыль – Управленческие и сбытовые расходы

К административным расходам относятся оплата труда управленцев, платежи во внебюджетные социальные фонды в части социальной защиты управленцев, прочие платежи для управленцев; аренда, коммунальные услуги, страхование, амортизация (в части обеспечения деятельности управленцев).

Чистая прибыль = Операционная прибыль + Дополнительные доходы – Дополнительные расходы (в том числе, налог на прибыль)

Факторы рентабельности предприятия

Получение значений рентабельности работы предприятия предполагает дотошный анализ нескольких факторов. К ним относят данные об:

  • активах организации,
  • доходах,
  • уровне прибыли,
  • размере капитала собственного и заемного.

Анализ имеющихся значений помогает оценить общее финансовое состояние субъекта, получить представление об отдельных факторах. Оценка рентабельности отдельных показателей формирует картину состояния отдельных участков предприятия.

Факторы, влияющие на рентабельность предприятия, достаточно разнообразны. К ним относят результаты внутренней политики организации, внешние условия, такие как сфера деятельности, налоговая политика государства, конкурентоспособность фирмы на рынке.

Планирование рентабельности предприятия ― это выявление дополнительных резервов роста прибыли.

В основе факторного анализа лежит формула Дюпона, которая отражает рентабельность собственного капитала:

РСК = (ЧП / В) * (В / А) * (А / СК) = ЧП / СК, где

РСК ― рентабельность собственного капитала;

ЧП ― чистая прибыль;

В ― выручка;

А ― активы;

СК ― собственный капитал.

По итогам анализа определяется влияние на рентабельность собственного капитала следующих факторов:

  • оценка рентабельности продаж;
  • оборачиваемость активов;
  • соотношение капиталов собственного и заемного (финансовый рычаг).

При низком уровне РСК выявляется фактор, влияющий на процесс в наибольшей степени. В то же время низкое значение рентабельности предприятия не всегда носит негативный характер.

Увеличение уровня собственного капитала снижает рентабельность, но повышает финансовую устойчивость и платежеспособность предприятия, что благотворно сказывается, например, на инвестиционной привлекательности.

Как определить рентабельность необходимого уровня для поддержания нормальной работы субъекта?

Здесь следует ориентироваться на особенности вида деятельности, состояние рынка.

Работа торговых организаций с более низким уровнем затрат будет более продуктивна по сравнению с производственными предприятиями, требующими существенных вложений.

Рентабельность вложений в предприятия разной целевой направленности будет неоднородна.

Формулы расчета для основных показателей экономической рентабельности

Исходя из базовой формулы, представленной выше, рассмотрим варианты расчета основных показателей рентабельности по–отдельности.

ROA – это соотношение чистой прибыли за конкретный период к средней стоимости активов за этот же изучаемый период. Наглядно калькуляция выглядит так:

Высокое значение ROA, полученное по результатам калькуляции, свидетельствует об эффективном использовании ресурсов. Низкий показатель рентабельности активов говорит об убыточности предприятия.

ROS – это отношение прибыли к выручке, полученной от реализации. Прибыль может быть разной: чистой, валовой. Следовательно, в числителе следует указывать тот показатель прибыли, который подвергается анализу. Если речь идет о прибыли до исполнения обязательств (налоговых, кредитных), то, соответственно, указывают именно этот вид прибыли. Общая формула для калькуляции рентабельности продаж:

По результатам подсчетов судят о доходности предприятия. Т. е. по факту выясняют, какова доля прибыли в каждой полученной, заработанной денежной единице.

ROFA (рентабельность основ. фондов либо средств) – отношение чистой прибыли к стоимости ОС. Формула для калькуляции:

По результатам вычислений определяют эффективность использования ОС в производстве, степень прибыльности такого использования.

ROE – соотношение чистой прибыли и капитала (резервов) предприятия. Формула для калькуляции:

Показатель необходим для определения дохода, который получает предприятие с вложенных средств. Рентабельность капитала зачастую сравнивают с разными видами инвестиций, к примеру, с процентами по вкладам. Делается это для того, чтобы выяснить, целесообразно вкладывать деньги в предпринимательскую деятельность либо нет.

Rпр. – соотношение двух величин: прибыли от реализации и суммы трат на производство, продажу продукции. Формула для калькуляции рентабельности производства (Rпр.):

Этот показатель рассчитывают для того, чтобы знать, сколько прибыли получается с каждой затраченной 1 денеж. единицы, и определить результативность всей работы предприятия. Между тем таким образом можно выяснить рентабельность и одного производственного участка (цеха) либо одного вида продукции.

«Безопасные» нормы рентабельности по отраслям (ВЭД)

Определение рентабельности предприятия – является важным и обязательным действом в любой отрасли. Это важный показатель прибыльности, доходности предприятия

Данный фактор принимает во внимание и ФНС РФ. В этой связи ежегодно налоговая служба производит расчет двух показателей рентабельности по отраслям и публикует полученные результаты на своем сайте

Сведения о рентабельности за 2018 г. приведены также в Приложении № 4 к Приказу ФНС РФ № ММ-3-06/333@ от 30.05.2007 (ред. от 10.05.2012). Их актуальность определяется по состоянию на 24.05.2019. Данные показатели указаны в процентах и касаются проданных товаров (работ, услуг), а также активов по видам деятельности.

Все сведения систематизированы согласно ОКВЭД-2 и представлены в виде таблице. Сначала указывается конкретный вид деятельности, затем соответствующий рассчитанный показатель. В качестве примера далее представлен фрагмент (выдержка) таблицы с показателями по отдельным видам деятельности.

 

ВЭД (согласно ОКВЭД-2)

2018 год
Рент-ность проданных товаров (услуг…), % Рент-ность активов, %
рыболовство, рыбоводство 54,0 20,8
добыча полезных ископаемых 33,6 17,3
производство одежды 9,2 8,4
производство лекарств и материалов, применяемых в мед. целях  

26,9

 

10,1

строительство 6,1 1,7
образование 4,2 2,8

Настоящим Приказом представлены также аналогичные показатели за 2017 г. Следует отметить, что они являются неким руководством к действию не только для налогоплательщиков, но и для самой налоговой службы. Для чего их используют? Обычно для того, чтобы сравнить данные показатели у конкретного плательщика с аналогичными данными по той отрасли, в которой он работает. Существенная минусовая разница между ними – повод задуматься.

Малый показатель рентабельности у налогоплательщика (т. е. ниже отраслевого) может свидетельствовать о незаконной налоговой максимизации выгодных соотношений. Для налоговой этот факт может послужить поводом для проведения выездной проверки. Поэтому при данных обстоятельствах ИФНС обычно требует, как минимум, представить разъяснения, почему у плательщика столь низкая рентабельность.

К сведению, учитывая столь значимую роль обозначенных выше норм, рассчитанных ФНС РФ, зачастую, говорят о «безопасной рентабельности по отраслям» (ВЭД).

Расчет показателей рентабельности предприятия

Для успешного функционирования предприятия нужно постоянно отслеживать эффективность его деятельности.

Для такого мониторинга есть определенные экономические и финансовые показатели, постоянно применяемые при проведении анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Ключевым показателем можно считать рентабельность. Ее довольно легко посчитать только на основе общедоступных данных.

Многие начинающие экономисты часто пытаются провести аналогию между понятиями прибыли и рентабельности.

Прибыль, выручка и объем продаж считаются абсолютными величинами. Основываясь исключительно на них, провести достоверную оценку эффективности деятельности предприятия просто невозможно.

Очень часто бывает так, что фирма, обладающая меньшим объемом продаж, оказывается результативней, чем другая, которая выпускает и продает гораздо больший объем товарной продукции.

Причиной неудачи второй фирмы может быть как нерациональное использование трудовых ресурсов, так и завышенные производственные затраты.

Вот почему самыми важными и объективными показателями считаются объективные, например, рентабельность. Она отражает, сколько прибыли может дать 1 рубль, вложенный в производство.

По отношению к торговой фирме это будет количество копеек прибыли в каждом вырученном рубле.

Измерять рентабельность принято в процентах, ведь это позволяет сравнить ее с похожими коэффициентами эффективности работы конкурентов. Она будет оптимальной оценкой эффективности освоения материальных, финансовых и кадровых ресурсов фирмы.

1.4. Показатели, используемые при анализе безубыточности и запасе финансовой прочности

Анализ безубыточности в настоящее время широко используется для определения:

• критического объема производства для безубыточной работы;

• зависимости финансового результата от изменений од­ного из элементов соотношения;

• запаса финансовой прочности предприятия;

• оценки производственного риска;

• целесообразности собственного производства или за­купки;

• минимальной договорной цены на определенный период;

• планирования прибыли и т. д.

Анализ безубыточности основан на ряде допущений:

— затраты можно разделить на постоянные и пе­ременные. Ряд затрат предприятия может содержать как пе­ременную, так и постоянную части. К постоянным расходам относятся:

1) амортизационные отчисления;

2) арендная плата;

3) плата за установленную (энергетическую) мощность;

4) постоянные составляющие заработной платы;

5) административно-управленческие расходы с учетом особенностей разделения расходов по заработной плате на переменны и постоянные;

— зависимость между объемом реализованной продукции и переменными издержками линейная. В реаль­ной жизни переменные издержки могут изменяться в другой пропорции.

Известно, что соотношение переменных издержек и объе­ма производства зависит как от жизненного цикла изделия, так и от инфляции, по-разному затрагивающей цены на поку­паемое сырье, материалы, заработную плату;

— остается неизменным ассортимент изделий;

— объем производства и реализации в прогнози­руемом периоде равны.

Эффектом производственного операционного рычага
называется более быстрое изменение прибыли при изменении выручки от реализации. Он обеспечивается за счет влияния постоянных затрат в составе общих расходов на производство и реализации продукции (работ, услуг), которые остаются неизменными при изменении выручки от реализации.

Сила воздействия операционного рычага
означает, насколько процентов изменится прибыль при изменении и выручки от реализации на 1%.

Чем больше удельный вес постоянных расходов в общих расходах на производство и реализацию продукции, товаров (работ, услуг), тем сильнее действует производственный рычаг, и наоборот.

Сила воздействия операционного рычага определяется по формуле:

СВОР=(ВР – Зпер
)/П,

где СВОР – сила воздействия операционного рычага,

ВР – выручка от реализации,

Зпер
– затраты переменные,

П – прибыль.

Порог рентабельности
– это такая выручка от реализации, при которой предприятие не имеет убыток, но еще не имеет и прибыли. Суммы покрытия в точности хватает на покрытие постоянных затрат, а прибыль равна нулю. Порог рентабельности («точка безубыточности») определяется по формуле:

ПР=Зпост
/((ВР-Зпер
)/ВР),

где ПР – порог рентабельности,

Зпост
– затраты постоянные,

Зпер
– затраты переменные,

ВР – выручка от реализации.

Существует определенное взаимовлияние и взаимозависи­мость между затратами, объемом производства и прибыли. Известно, что при соблюдении всех прочих равных условий темпы роста прибыли всегда опережают темпы роста реализа­ции продукции. При росте объема реализации продукции доля постоянных затрат в структуре себестоимости продук­ции снижается и появляется «эффект дополнительной при­были».

Запас финансовой прочности предприятия
– это разница между достигнутой фактической выручкой от реализации и порогом рентабельности. Определяется по формуле:

ЗФП=ВР-ПР,

где ЗФП – запас финансовой прочности,

ВР – выручка от реализации,

ПР – порог рентабельности.

Запас финансовой прочности, или кромка безопасности, показывает, насколько можно сокращать производство про­дукции, не неся при этом убытков.

Чем выше показатель финансовой прочности, тем меньше риск потерь для предприятия.

Полная и всесторонняя оценка риска имеет принципиаль­ное значение при принятии финансовых решений, поэтому в западном финансовом менеджменте разработаны многочис­ленные методы, позволяющие с помощью математического аппарата просчитать последствия предпринимаемых мер.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector