«островок» внаем. аренда малых пространств в тц превратилась в полноценную нишу

Новые коробейники

По данным исследования Colliers International, лидеры островного формата представлены в следующих сегментах: предметы одежды и аксессуары, кондитерские изделия, ювелирные украшения, бижутерия. Далее за лидерской тройкой идут пункты аттракционов, косметика и парфюмерия. На «островах» также часто можно купить подарки и их упаковку, кофе, оформить услуги, сотовую связь.

По словам участников рынка, формат «островков» выгоден всем его участникам. «Как правило, договоры аренды на «острова» заключаются на краткосрочный период, что, несомненно, удобно для ретейлера: при сравнительно небольших инвестициях в оборудование торгового места арендатор получает возможность сопоставить реальные объемы продаж с прогнозными и в случае низкого товарооборота безболезненно выйти из проекта без штрафных санкций и потерь. Оборудование может использоваться арендатором на другом объекте», — рассуждает Екатерина Аридова, исполнительный директор департамента управления недвижимостью Colliers International. «Такой формат торговли, как «остров», сегодня очень востребован у арендаторов. Он имеет ряд преимуществ: «острова» располагаются в проходных местах, товар находится на виду у посетителей, а покупка, как правило, происходит здесь и сейчас», — говорит Алена Мариничева, директор департамента рекламы УК «Адамант».

Для оператора торгового центра выгода также очевидна — он дорого сдает ранее не задействованные квадратные метры.

Безопасная спонтанность

При этом, по оценкам экспертов, товарооборот одного и того же арендатора в полноценном помещении или в островном формате в целом сопоставим. Однако островные ретейлеры, безусловно, могут рассчитывать на более высокий по сравнению с классическими встроенными площадями спонтанный, импульсный спрос. Это в основном касается недорогих приобретений стоимостью 500–1000 рублей. Среди недостатков обычно называют нехватку места для складирования, ограниченные возможности для демонстрации товара, жесткие требования к размерам и формам витрин.

Но при этом нет проблем с безопасностью — так во всяком случае утверждают управляющие торговыми центрами. «Если говорить о пожарной безопасности, с «островами» ситуация несколько проще, поскольку нет необходимости в случае чрезвычайной ситуации эвакуировать покупателей из отдельного магазина с одним входом / выходом. Отмечу, что с точки зрения как пожарной безопасности, так и комфорта посетителей торговых комплексов ширина прохода от края «острова» до стены либо колонны должна составлять не менее 2,5 м. Таким образом, мы задействуем дополнительное пространство под торговлю или услуги, с одной стороны, не мешая покупателям комплекса — с другой», — уверена Алена Мариничева.

Ставки навынос

Ставка аренды «островка» не всегда напрямую зависит от его метража, зачастую каждое конкретное место имеет свою стоимость. В качественных крупных торгово–развлекательных комплексах аренда места на первом этаже составляет 100–150 тыс. рублей в месяц и выше. Как правило, на 2–3–м этажах стоимость составляет 50–80 тыс. руб./мес. «Ставки аренды на «островки» из расчета за квадратный метр обычно превышают ставки на классические помещения в 3–3,5 раза. Это обусловлено тем, что арендатор не вкладывает деньги в отделку помещений и устройство коммуникаций. Как правило, многие арендодатели готовы включать в арендный платеж и коммунальные услуги, которые для большинства «островов» состоят только из оплаты электроэнергии», — говорит Екатерина Аридова.

Как говорят участники рынка, основная проблема с «островками» в том, что такие зоны в большинстве комплексов не были изначально запроектированы. Они спонтанно возникли вслед за спросом со стороны небольших арендаторов. А значит, наблюдаются «ошибки молодости» — неправильная локация, перегруженность одной и той же категории товаров. Обитатели «островков» начинают конкурировать между собой, снижая друг другу показатели доходности.

В целом эксперты говорят, что в ближайшем будущем тема торговых «островков» будет развиваться, в частности, при реконцепции действующих ТРК.

Павел Никифоров, Наталья Модель

Все статьи автора

25 января 2019, 08:42


15207

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector