Btl-услуги: что, как и зачем?

История появления

BTL-реклама появилась еще в середине XX века и сразу стала активно развиваться за рубежом. Есть легенда, что в одной из американских компаний менеджер, оформивший отчет, касающийся рекламных расходов, забыл внести информацию о тратах, связанных с покупкой пробников и проведением других мероприятий и акций, которые ненавязчиво стимулируют потенциальных клиентов совершить покупку. Руководитель менеджера вписал статью с расходами на эти мероприятия, проведя черту под отчетом (поскольку вписать в отчет цифры было невозможно – там не осталось места). С тех пор данный вид рекламы стал носить название «под чертой» и превратился в огромную и эффективную рекламную ветвь.

Сделать такую рекламу действенной не так сложно. Достаточно понять, какой сегмент покупателей потенциально заинтересован в товаре или услуге, и сделать так, чтобы данный сегмент был информирован интересным способом. Западные страны давно перешли на такой вид информирования. За рубежом в такую рекламу закладывается 55% всего «рекламного» бюджета. В России этот процент не превышает 25%.

«Продавайте, Шура, продавайте»

Как показывает практика, BTL-мероприятия — это иногда даже более эффективный способ продать товар, чем дорогостоящая реклама на ТВ. Тем не менее для большего эффекта лучше всего использовать оба эти вида рекламы.

Производитель не может быть уверен, что ATL достучится до потребителя. Вряд ли вы любите рекламу и покорно ее смотрите, не так ли? В журналах мы часто перелистываем яркие глянцевые страницы и билборды не сильно рассматриваем. Но согласитесь, что если в магазине нам бесплатно предложат понюхать новые духи или угостят (опять-таки бесплатно) кусочком нового шоколада, то мы с удовольствием опробуем товар. Почему бы и нет?

Продавцы должны быть улыбающимися, располагающими к общению, приятными людьми. Высшее образование не нужно, а вот врожденная коммуникабельность и харизматичность пригодятся. Вы не умеете убеждать и, вообще, вам сложно заговорить с незнакомым человеком? Если вам нужны деньги, то всего за день практики вы откроете в себе дар оратора и человека дружелюбного.

В чем преимущества BTL перед ATL?

В последнее время ясно просматривается тенденция, по которой BTL акции все больше и больше вытесняют прямую рекламу. На это есть несколько довольно веских причин:

  1. Стоимость. АTL с каждым годом обходится все дороже и дороже, так что даже довольно стабильные средние компании с трудом могут позволить себе данный тип рекламы.
  2. Охват. Благодаря широкому развитию Всемирной паутины охват аудитории BTL стал примерно одинаковым с АTL.
  3. Пресыщение АTL. Средства массовой информации перегружены различной рекламой настолько, что многие зрители даже не обращают на неё внимания.

В качестве дополнительного аргумента стоит напомнить, что в некоторых странах существует прямой запрет на пропаганду или рекламу табачных или алкогольных изделий. BTL позволяет вполне легально обойти данный запрет.

Если подвести итог, то BTL акции направлены не столько на сбыт товара и даже не на сам объект продвижения, а на отношение и пробуждение интереса публики к данному конкретному продукту и торговой марке в целом. В далекой перспективе это более эффективно, так как доверие к производителю влияет как на количество покупаемых товаров, так и на спрос на новинки от данного бренда или компании.

TTL-реклама и интегрированные маркетинговые коммуникации

Благодаря тому, что эффект от ATL и BTL снижается, происходит постепенно возникновение термина TTL-рекламы, которая совмещает в себе оба вида рекламы.

В целом следует отметить, что границы между прямой (ATL) и
непрямой (BTL) рекламой постепенно исчезают. Это
обусловлено несколькими факторами:

• усложнением задач, стоящих перед брендами;

• изобретением новых способов влияния на покупателей;

• эволюцией маркетинговых технологий.

Благодаря этому в последнее время существует тенденция ухода от деления
рекламы на ATL- и BTL-части и объединения всех расходов на рекламу в единую
сумму. Так возник термин «TTL-реклама» (Through The Line — через черту), включающий в себя все инструменты рекламного продвижения товаров (ATL и BTL).

Говоря о TTL, как правило, подразумевают «смешивание» нескольких каналов коммуникации для
донесения единого рекламного сообщения, что при грамотном планировании становится весомым аргументом. По сути этот термин является аналогом интегрированных маркетинговых коммуникаций, когда приемы используются совместно, для усиления эффекта и преодоления недостатков присущих каждому из них в отдельности.

Именно возможность объединения широкого охвата целевой аудитории (методами ATL-рекламы) и индивидуального контакта с потребителем (методами BTL-рекламы) является ключевым преимуществом TTL-коммуникаций.

TTL-взаимодействия особенно существенны для сегмента FMCG — максимально старого и максимально конкурентного рынка. Классический пример ТТL-активности на этом рынке — традиционная рекламное действо — «приз под крышечкой».

Возможна и более сложная механика многоканального процесса воздействия на целевую аудиторию: потребитель посмотрел рекламу, попробовал продукт в магазине, зашел в парк на детский праздник, организованный этой же компанией, увидел плакат на улице, купил три пачки продукта, вырезал штрих-код, выслал на указанный адрес и выиграл ценный приз

Примеры BTL-кампаний

  • Большинство образовательных учреждений проводят мастер-классы по трудоустройству и бесплатные тесты для студентов. Это позволяет установить отношения с потенциальными потребителями услуг.
  • Рингтоны и видеозаставки в мобильных телефонах — это развлекательные услуги, которые могут помочь в раскрутке кино или музыкального альбома. Цена такой раскрутки сравнительно невысока по сравнению с традиционными методами. К тому же, здесь может быть вовлечен механизм вирусного маркетинга.
  • Многие компании выступают спонсором разных спортивных соревнований или даже сами учреждают спортивные соревнования. Например, Pepsi организовал чемпионат по крикету между 425 школами 14 городов США, за которым последовал резкий скачок продаж.
  • Большинство фармацевтических компаний распространяют свою продукцию и промо-материалы по больницам и поликлиникам: совет медика это гораздо более эффективно, чем любая реклама — так что авторитет врача начинает распространяться и на лекарство.
  • Интересную BTL-акцию провела компания Nike. Весь день спортсмен одетый в одежду этой фирмы, бежал по беговой дорожке, установленной на обочине скоростной автомагистрали.

По материалам Википедии

Достоинства и недостатки BTL-рекламы

Любой вид рекламы следует рассматривать с точки зрения ее эффективности для бизнеса. Чтобы оценить данный показатель, необходимо проанализировать не только достоинства, но и недостатки данного вида общения с аудиторией.

Достоинства

  • Доступность. К одному из основных преимуществ такого типа рекламы можно отнести экономичность, а следовательно, доступность для всех владельцев малого бизнеса. Стоимость рекламного ролика подойдет не для любого бюджета, особенно если речь идет о небольшой компании, тогда как проведение бесплатных дегустаций, переписка по почте, подготовка интересных буклетов и материалов обойдутся значительно дешевле.
  • Большой охват аудитории. Объем аудитории, на которую можно воздействовать, очень велик и часто может конкурировать с аудиторией ATL-рекламы. Вспомните SMS-конкурсы, голосование, участие в репостах и прочее – они рассчитаны не только на целевую аудиторию.
  • Оригинальность. Основной бонус, который есть у рекламщиков, связан с тем, что такая реклама еще не приелась клиенту, он не устал от нее и нередко даже не понимает, что участвует в рекламной кампании.
  • Стимул к совершению действия «здесь и сейчас». Цель достигается благодаря размещению рекламы непосредственно в местах продаж.
  • Индивидуальный подход. Данный вид рекламы может привлечь большое количество клиентов, но рассчитан на конкретный сегмент. С аудиторией общаются в уникальном формате. Такой тип взаимодействия более близок и эмоционален.
  • Быстрая оценка эффективности. Существует множество вариантов оценить эффективность. Делается это достаточно быстро. Основной критерий – увеличение объема продаж.
  • Полная экономическая обоснованность.

Достоинства BTL-рекламы универсальны. Она эффективна для любого вида товаров и услуг и поэтому завоевывает такую популярность.

Недостатки

Расходы. В ряде случаев необходимо совершать серьезные дополнительные расходы. Например, на создание специальных костюмов для промоутеров и привлечение рекламного агентства.
Профессионализм. Заказчику необходимо осознавать, что в случае неправильного написания брифа, где указана цель, задачи и тактика, а также выявлена целевая аудитория, проект может потерпеть полную неудачу.
Все зависит от контроля процесса

Поскольку рекламный процесс завершается только после окончания акции, нужно уделить большое внимание контролю качества работы персонала. От понимания миссии компании и умения грамотно общаться с клиентами зависит успех всей акции.
Теоретические знания

Чтобы реклама была качественной, необходимо изучить ее специфику, а не идти по сомнительному пути, на котором вам встретятся шаблонные заготовки и штампы.

Чем отличается BTL от ATL и TTL?

Чтобы лучше понять специфику BTL, следует разграничить несколько категорий маркетинга: ATL, TTL и BTL.

ATL

Above the line. Каналы с наибольшим охватом и наименьшей персонализацией. Это был преобладающий способ продвижения до недавнего времени.

К ATL относятся:

  • Телевизионные рекламные кампании;
  • Реклама в газетах;
  • Реклама на радио;
  • Наружная реклама — OOH;
  • Спонсорские компании.

Такой широкий охват работает на узнаваемость бренда и репутацию. Каналы ATL используются, чтобы ознакомить с брендом всех и каждого. Благодаря этому, когда вы совершаете покупки, вы склонны брать те товары, марка которых на слуху.

TTL

Through the line. Комбинированный подход, в котором применяется как ATL, так и BTL для достижения наибольшего охвата, и затем — максимальных конверсий.

В качестве примера можно привести таргетированную рекламу товара на YouTube. Например, запуск In-Stream или обычных баннеров с промо-кодом для разных целевых аудиторий в разных локациях. Или в качестве целевого действия может предлагаться телефонный звонок. Для того, чтобы определить конкретную рекламную кампанию, благодаря которой поступил звонок, рекламодатель устанавливает коллтрекинг.

Коллтрекинг

Покажет, какая реклама приносит звонки, а какая просто тратит бюджет

  • Отслеживайте все звонки с сайта с точностью определения источника рекламы выше 96%
  • Отслеживайте звонки с оффлайн рекламы и визиток с помощью статических номеров
  • Получайте чистый пул номеров, который выделяется именно вашей компании
  • Анализируйте подробные отчеты по звонкам: источник перехода, браузер, девайс, гео и другое
  • Слушайте записи звонков в удобном плеере для повышения качества работы колл-центра и отдела продаж

BTL

Как уже было сказано, BTL это вид маркетинга, который берёт на себя то, что исключает нецелевой широкий охват.

Среди элементов коммуникации могут быть:

  • Тематические промо-мероприятия: демонстрации в торговых центрах и салонах, дегустации.
  • Вовлечение в активности: конкурсы, розыгрыши, акции, в том числе, в рамках массовых мероприятий.
  • Промоутер, раздающий листовки на улице или в торговом центре.
  • Отраслевые выставки и мероприятия.
  • Наружная реклама, в том числе, на цифровых экранах и дисплеях.
  • Листовки, флаеры, брендированная сувенирная продукция, мерч, любые раздаточные материалы.
  • Инсталляции.

Разновидности ATL рекламы

Реклама на телевидении

Такая реклама адресована наиболее широкой аудитории и отличается высокой степенью влияния. Однако чтобы в полной мере воспользоваться этими преимуществами, необходимо тщательно продумать рекламный ролик. Визуальная часть должна сделать его запоминающимся, сценарная – показать покупателю все выгоды от приобретения продукта или услуги.

Основной недостаток рекламы на ТВ с точки зрения рекламодателя — высокая стоимость эфирного времени и производства непосредственно рекламного ролика. Также ТВ-реклама может показаться аудитории слишком навязчивой, что в конечном счете негативно скажется на имидже компании. Кроме того, ТВ-реклама может не сработать, если товар или услуга предназначены для узкой аудитории.

Реклама на радио

Реклама, звучащая в эфире рейтинговой радиостанции, также может оказаться весьма полезной. Впрочем, она обладает меньшим эффектом воздействия, нежели реклама на ТВ: она не подкреплена видеорядом, а также может легко забыться.

Реклама в прессе

У рекламы в печатной прессе есть ряд плюсов. Так, возможность выбрать издание определенной тематики позволяет «работать» только на свою аудиторию. Визуальная реклама воспринимается легче; кроме того, она не сменяется другой рекламой, а значит, у читателя есть время осмыслить ее и принять решение

С другой стороны, рекламные блоки, как правило, располагаются в одних и тех же местах на странице, так что со временем читатель перестает обращать на них внимание. Кроме того, взаимодействие аудитории с такой рекламой носит разовый характер – ведь после прочтения газеты и журналы обычно выбрасываются

Реклама в интернете

Наиболее бюджетный вид ATL. Другой ее плюс – размещать баннеры можно на длительное время и практически в неограниченном количестве. А контекстная реклама позволяет компании найти «свою» аудиторию. Очевидный недостаток – навязчивость такой рекламы, которая заставляет пользователей интернета использовать блокировщики. Кроме того, зачастую приходится поломать голову над тем, где именно на сайте разместить рекламу – ведь у большинства интернет-пользователей развивается «баннерная слепота».

Наружная реклама

Как правило, наружная реклама дается в комплексе с другими видами рекламы. Дело в том, что с наружной рекламой потенциальный покупатель контактирует около 5-7 секунд; эффект можно получить только за счет регулярности таких контактов – иными словами, размещения рекламы на длительный срок. В силу этого реклама может терять актуальность; кроме того, в нее сложно вносить правки. Таким образом, наружная реклама выполняет скорее имиджевую функцию.

Обязанности

Термин «BTL» появился более 50 лет назад, когда один из топ-менеджеров рекламного агентства забыл про некоторые рекламные расходы и прописал их ниже подведённой итоговой линии. Отсюда и появилось понятие «Below The Line», то есть «под чертой».

BTL-менеджер — это ответственная фигура в компании, которая полностью ведёт рекламный проект от идеи до воплощения. Цель мероприятия — привлечение целевой аудитории продукта или услуги, а также дополнительная стимуляция сбыта.

Специалист определяется с аудиторией, принимает решение о целях и задачах кампании, составляет план-график, согласовывает смету, подписывает договор. Акция может быть в форме: презентации, дегустации, подарка за покупку, раздачи листовок. Идеи ограничиваются только фантазией рекламщика.

Далее BTL-менеджер самостоятельно набирает персонал (промоутеров), договаривается о раздаточном материале и рабочем оборудовании. По завершении акции составляется итоговый отчёт.

Классификация рекламы

Рассмотрим, что же представляют из себя традиционная и «нетрадиционная» реклама, ATL и BTL соответственно. 

ATL (Above the line или «над чертой») – это мероприятия по размещению прямой рекламы, которые задействуют основные средства распространения рекламы: телевидение, радио, прессу, наружную рекламу, рекламу на транспорте, рекламу в кинотеатрах, рекламу в сети Интернет и др.BTL (Below the line или «под чертой») – включает в себя стимулирование сбыта среди потребителей (consumer promotion), стимулирование сбыта среди торговых посредников (trade promotion), прямой маркетинг (direct marketing), special events, POS-материалы, работа с базами данных, PR и многое другое.CTL (Cross-over the line или «переход за черту») – это мероприятия по размещению прямой и косвенной информации о товарах, услугах, а также проведение интерактивного диалога с реальными и потенциальными потребителями, используя современные средства социального взаимодействия в сети Интернет: социальные сети, блоги, RSS интеграторы, сервисы социальных закладок и т.п.

Классификация этих видов рекламы представлена на следующей схеме:

Стимулирование потребителя

Как склонить покупателя к покупке? Ответ прост. Должна присутствовать мотивация его купить, для этого маркетологи проводят промо-акции в конечных местах продаж. Мы уже говорили о том, что стимулируются продажи выгодной ценой и экономией, либо товаром подарком, либо участием в определенном мероприятии. Теперь подробнее остановимся на том, что такое BTL проекты и как они классифицируются. Итак, существует 3 вида BTL акций:

  1. Промо с имиджевой коммуникацией.
  2. Промо с вероятной выгодой.
  3. Промо с гарантированной выгодой.

Первые не направлены на конкретный товар, но в целом создают позитивный имидж компании. Итак, что такое BTL коммуникации?

благотворительные мероприятия;
клубные программы – создание сообществ лояльных клиентов, объединенных какой-либо выгодой;
листовки с уточняющей или рекламной информацией по проводимым акциям, по обновлению ассортимента, специальным предложениями и т.п;
pos-материалы – различные привлекающие внимание печатные указатели, таблички, вывески и т.п;
выделенная промо-зона – отдельно стоящая платформа с промоутерами, где раздаются листовки, либо проводятся дегустации, либо выдаются подарки.
event маркетинг – модные события, посвященные компании;
упаковка для специальных мероприятий, позволяющая понять уровень компании и оценить ее участие в актуальных мировых событиях, например, коробка с символикой Олимпийских игр, Чемпионата по футболу и т.п;
спонсорство – финансовая поддержка спортивных мероприятий, концертов, культурных событий, выборов, детских праздников.

Второй вид BTL акций предполагает получение возможного подарка. Самый распространенный способ – покупать больше товара, чтобы получить приз под крышкой, этикеткой и т.п. Это, как правило, различные лотереи, конкурсы, мгновенные призы, игры и т.п.

Третий вид BTL в маркетинге подразумевает получение гарантированного подарка при выполнении условий акции (собери 10 крышек, этикеток и т.п.), но не только.

Различают:

  • акционные упаковки, при покупке которых покупатель получает основной и дополнительный товар, цена такого бонуса обычно составляет от 20 до 50% стоимости основного;
  • программы лояльности – это тот приз, который получает покупатель, если в течение определенного времени будет верен вашей марке (собирает баллы, промокоды, совершает покупку свыше 1000 рублей в течение 3 месяцев);
  • сэмплинг – раздача бесплатных образцов;
  • снижение стоимости, скидки за две покупки и прочие ценовые манипуляции;
  • формулировку “мы вернем вам деньги” чаще можно услышать при поломке или ненадлежащем качестве товара, в данном же случае речь идет о получении денежной суммы при последующей покупке данной торговой марки или любой другой по договоренности. Например, при покупке продуктов на n-сумму, вы получаете карту на 20% от этой стоимости на покупку в конкретном магазине мебели;
  • скидки по купонам, которые часто можно встретить на улице, в журнале и во многих других местах, не только позволяют увеличить продажи, но и приводят множество новых заинтересованных покупателей.

BTL маркетинг, примеры которого были разобраны выше, идеально подходит для привлечения покупателей, повышения их лояльности и, как следствие, увеличения продаж. На самом деле этих мер гораздо больше, это лишь основные и наиболее эффективные. Как же завоевывают покупателей компании, которые сами знают, что такое BTL и применяют его в собственной практике.

Причины роста популярности BTL

Потребители становятся более требовательными и информированными, им необходимо самостоятельно разбираться в предлагаемых товарах, получать о них больше полезной информации, а в отдельных случаях и пробовать предлагаемый продукт. Все это предлагают хорошо организованные BTL-мероприятия. BTL-реклама создается непосредственно для целевой аудитории и направлена на конечного потребителя продвигаемой продукции. Очевидно, что потенциальная отдача от нее будет значительно выше, чем от классической рекламы в СМИ, где рекламное послание получают все, независимо от того, нуждается человек в этом товаре или нет.

BTL-мероприятия: что это такое

Мы привыкли считать, что работа — это что-то связанное с офисом или заводом, постоянным рабочим местом и строгим опытным начальником. Однако в таком деле, как BTL-мероприятия, все обстоит иначе. Наличие в вашем городе крупных магазинов и моллов дает отличную возможность подзаработать на таком виде рекламы. Это раздача буклетов и образцов продукции, проведение дегустаций, консультаций относительно продукта. Не имеет значения, есть ли у вас опыт в данной отрасли или нет – коммуникабельные, активные и улыбчивые люди в рекламе нужны всегда. Возраст тоже большого значения не имеет.

Работодатели предпочитают иметь дело со студентами и молодыми мамочками – эта группа людей неприхотлива и достаточно послушна. Что нужно делать для участия в таком виде рекламы и сколько можно заработать?

BTL в Интернет

Мало кто знает, что Лев Толстой писал свои произведения тушью»Макс Фактор».
Это придавало им дополнительную длину и объем.
Народный фольклор
Суть
Данная группа методов рекламы сводится в создании интересного информационного материала, который содержит скрытую или открытую рекламу. Интересного на столько, что у потребителя возникает желание познакомить данным материалом других лиц, как правило участников одной группы общения. «Заражая» таким способом потребителя – число рекламных контактов растет «лавинообразно». Второй аспект – в прямом общении (коммуникаций) с потребителем рекламы, при этом он становится активным участником рекламной кампаний.Примеры стратегии:

Ресурс

Стратегия

Форумы

Создание тем на форуме, завязка дискуссий

Написание ответов в какую-либо связанную тему

Поддерживание дискуссий

Блоги

Написание статей от первого лица, выражающие личное отношение автора к Бренду, организация обсуждения

Написание комментариев в связанную тему других блогов

Контроль хода обсуждения

Видео и подобные сервисы

Размещение интересного видео-материала, с возможностью его распространения всеми желающими

Контроль обсуждения видеоматериала

Социальные сети

Создание групп по интересам

Привлечение новых контактов

Поддержка интереса

ПлюсыВозможность экспликации, доносить до конечного рекламопотребителя (читателя) информацию о продукте или компании в непринужденной форме. Возможность импликаций, с использованием специальных стилистических, фразеологических, сленговых оборотов; мнения «авторитета» и пр. методов. Возможность вирусной рекламы – самораспространения (без участие рекламодателя) рекламно-информационного материала, как информационно-привлекательного объекта (клип, анекдот, статья, афоризм и пр.), который содержит скрытую или открытую рекламу.
МинусыКак правило, рекламодатель не имеет контроля места публикации его материала. Существуют варианты, где публикация может быть обсуждаема, а ход обсуждения не контролируем. Таким образом могут быть варианты, перехода рекламной кампаний из рекламной в антирекламную. Также стоит отметить сложность создание и расчета медиаплана.
ЭкономикаПрогнозировать CPT (стоимость 1000 рекламных контактов), сложно, — ввиду неизвестности даже априорного показателя «вирусного» заражения на долю вложенных средств. Эмпирическое исследование, проведенное отделом маркетинга Биржи рекламы FSEWT, показывает, что в среднем* EBTL = 9% при CPT =5320.
При исследовании использовались следующие данные: Стоимость создание группы в соц. Сетях и активное привлечение целевой аудитории – от 7000 руб. – 1000 рекламных контактов с ЦА.Показатель вирусного распространения: прирост 24% от всей ЦА.
СРТ=7000 рублей. – (7000*24% ) = 5320 рублей (тут равносильно стоимости CPM )Количество активных просмотров CTI=9%**Стоимость просмотра СPAv (cost per act (view))= CPT *100% / 1000 * CTI
СPAv =5320*100%/1000*9%=59.11 рублей

EBTL= 9% {при s=5 320}


* О понятии эффективности см. далее
**Оценку количества активных просмотров удалось установить благодаря использованию комплекса для видео рекламы SI-A-SI VideoField

ВыводыСамое главное в BTL рекламе это спонтанность рекламного эффекта и полная непредсказуемость. Но если «угадать» тактику психологичного воздействия то можно получить максимальный эффект при минимальных затратах. 
Общая характеристика: «Ставка на Зèро».

Эффект от мероприятий BTL?

Можно в нескольких тезисах описать эффект от бтл-акций и промо-мероприятий:

  1. –  привлечение новых потребителей вашей к продукции за счет эффектности и запоминаемости мероприятий btl агентства;
  2. – отстройку от конкурентов и возможность выделиться на отраслевом рынке похожих компаний или брендов, товаров-субститутов и т.д.;
  3. – подсознательное воздействие на потребителя, т.к. промо персонал  использует непосредственный контакт с потребителем и нестандартные, игровые методы промоушена;
  4. – рост продаж за счет мерчандайзинга и иных маркетинговых акций в торговых точках, стимулирование импульсивных покупок;
  5. – возможность привлечь потребителей до основной покупки товара (раздача образцов, дегустации, мастер-классы и  другие ивенты);

Все это в итоге даст для btl агентства “Акдемия Продаж” отзывы, достойные гордости, которых на нашем сайте уже более 200, а для вашей фирмы – установление прочного постоянного эмоционального контакта с потребителями и укрепление их лояльности. Ведь главное для заказчика btl-маркетинга – не сама промо услуга, а эффективность, которая ведет к развитию продаж и привлечения целевой аудитории.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector