Реальный чарджбэк или как выявить мошенников среди чарджбэк компаний
Содержание:
Что делать, если в возврате платежа отказано
По статистике в России каждый третий заявитель получает отказ. Если вы уверены в своей правоте, а сумма спора значительная, стоит побороться за свои права (в случае, когда сроки позволяют).
Что делать, если банк не принимает заявление
В России действует Федеральный закон ФЗ-№161 от 27.06.2011 г. «О национальной платежной системе». Статья 9 данного закона регламентирует, что:
- Банк эмитент обязан принять заявление пострадавшего лица на возврат платежа через чарджбек, а также уведомить его о результатах рассмотрения заявления в письменной или устной форме в течение 30 дней.
- Банк эмитент обязан возместить финансовые средства клиенту при несанкционированном списании, при условии, что клиент поставил его в известность о такой ситуации не позднее 1 дня со дня совершения подозрительной транзакции.
Часто банк эмитент отказывает принимать заявление ввиду некомпетентности сотрудников или ссылаясь на то, что вышел установленный срок подачи заявления, который в банке составляет, к примеру, 60 дней со дня списания средств.
Если вы столкнулись с такой ситуацией, вам могут помочь следующие действия:
- Покажите свою компетентность в данном вопросе и сообщите банку, что по правилам МПС срок составляет 540 дней. И если у вас не примут заявление, вы подадите жалобу в МПС.
- Попросите позвать других ответственных сотрудников для разъяснения ситуации (управляющего, директора и т.п.).
- Обратитесь в другое отделение банка, где сотрудники более компетентны в данном вопросе и имеют опыт в таких случаях.
- Попросите выдать отказ в письменной форме.
- Пригрозите, что будете обращаться и писать жалобу в вышестоящие инстанции.
Обычно таких действий достаточно, чтобы вынудить банк принять ваше заявление. Но даже если организация примет вашу претензию, она может не среагировать на нее. Если нет ответа в течение 30 дней, напишите заявление снова или пишите жалобы в следующие инстанции:
- В головной офис банка.
- В центральный банк.
- В представительство платежной системы.
За прямое нарушения банком пунктов договора с МПС, он может получить штраф или выговор.
Что делать, если банк отказал в инициировании процедуры чарджбек
Рассмотрев ваше заявление, банк может отказать вам в инициации возвратного платежа. О причинах отказа он должен уведомить вас письмом, в котором должны быть указаны основания для отказа. В таком случае следует действовать в зависимости от ситуации:
- Если отказ поступил из-за пропущенных, по мнению банка, сроков, проверьте все сами еще раз. По закону у вас есть 540 дней (1,5 года) на инициирование процедуры чарджбек. Если банк в качестве доводов приводит срок в 60 или 50 дней, пишите жалобу со ссылкой на правила международных платежных систем.
- Если в документах или в заявлении есть ошибки, исправьте их и подайте заявку снова.
- Если в тексте отказа содержатся явно несущественные причины для отказа, подайте заявление еще раз или пишите жалобу в вышестоящие органы.
- Если доказательная база действительно недостаточна, соберите дополнительные факты и подайте заявление снова.
Что делать, если отказано в чарджбек
Если ваш банк инициировал процедуру чарджбек, но пришел отказ в возврате средств, остается только подавать в арбитраж на рассмотрение дела с участием платежной системы и разрешения спорной ситуации в судебном порядке.
Как вернуть деньги: особенности процедуры чарджбэк через банки и платежные системы
Процедура оформления обращения отличается разных банках, но имеет одинаковый алгоритм. Рассмотрим, что требуют основные эмитенты и как возвратить через них свои средства.
В Сбербанке
Оформить чарджбэк в Сбербанке можно при наличии необходимого перечня документов. Обращение принимается при транзакции через Мастеркард или Визу. Заявление подается на официальном бланке.
Срок подачи – не более 120 дней с момента платежа. Если претензию клиента посчитают необоснованной – взыскание в размере 1000 рублей за потраченное время сотрудников.
Бланк заявления скачайте тут
Подача заявки через Сбербанк@Онлайн
Достаточно просто разобраться, как сделать чарджбэк в сбербанке, не обращаясь в отделения. Банк давно запустил возможность обработки заявок через Интернет. Теперь чарджбэк можно оформить в сбербанке онлайн.
На сервисе найдите окно обращений. Потребуется заполнить поля:
- тип обращения – претензия;
- тематика – другое;
- способ получения ответа – по выбору;
- в теме и сообщении отражаете суть заявления чарджбэка;
- во вложении прикрепляете сопутствующие документы.
В Тинькофф банке
Оформить чарджбэк в Тинькофф банке можно в течение 40 дней. При положительном решении в течение 2 месяцев будут полностью или частично возвращены средства за действия мошенников, ошибочные транзакции или некачественную услугу.
В банке ВТБ
Взыскание с брокера через чарджбэк ВТБ осуществляется на тех же основаниях. В некоторых случаях зачисления могут проводиться без согласования с брокером. Чарджбэк в ВТБ может быть осуществлен, если средства были списаны:
- мошенниками;
- дважды;
- но продавец не выполнил обязательства или изменил сумму оплаты.
Срок обращения по чарджбэку ВТБ – 120 дней.
В Альфа-банке
Оформляется заявление в свободной форме. Обязательно иметь доказательства в виде банковской выписки и ответа брокера, предоставившего услугу. Рассмотрение происходит в течение 60-120 дней.
Через Яндекс.Деньги
Разберемся, как применяется механизм опровержения в веб-кошельках. Запрос в Яндекс.Деньги оформляется автоматически. Альтернатива – создать платежное поручение, где указаны:
- реквизиты покупателя и продавца;
- номер лицевого счета;
- дата и номер договора с Яндекс.Деньги;
- номер опровергаемой транзакции.
Возврат платежа через виртуальный кошелек невозможен. Процедура доступна только при оплате с карты. Поэтому покупку лучше совершать после перевода на дебетовую карту.