Межевание участка и постановка его на кадастровый учет

Современные законодательные нормы

На сегодняшний день в РФ разработана чёткая законодательная база, регулирующая земельные отношения. На федеральном уровне вопросы регулируются и .

В данном документе чётко прописана процедура межевания земли.

Значительные коррективы внесены в закон в 2015 году, когда в РФ вступил в силу закон о дачной амнистии, который внёс изменения в условия предоставления земель и новые способы оформления прав на них.

Цели и виды процедуры

Что дает межевание земельного участка? Данная процедура проводится по инициативе собственника или по решению суда. Собственнику проведение работ необходимо по следующим причинам:

  • оформление собственных прав на землю;
  • получение свидетельства на землю для последующего осуществления сделок с ним;
  • раздел участка или его объединение со смежным;
  • приватизация земли;
  • оформление территории в аренду.

Процедура может проводиться по решению суда для решения земельных споров. В этом случае судом назначается землеустроительная экспертиза.

В зависимости от целей различают следующие виды межевания:

  1. Раздел участка – производится по согласию собственников, владеющих участком совместно. При таком виде межевания один общая территория делится на равноценные доли определения новых границ каждой.

    Такой вид межевания необходим, когда на одной земле располагаются строения, принадлежащие разным собственникам. Одним из видов разделяющего межевания является выделение части земли из общего участка, остающегося неделимым.

    В этом случае границы исходного землевладения остаются прежними, а выделенные части ставятся на кадастровый учёт как отдельные объекты.

  2. Уточнение границ – вид межевания, когда границы ранее учтённой земли расширяются на установленную законом норму. Такое межевание необходимо для последующего объединения или разделения участка.

Оформление землеустроительного дела необходимо гражданам в следующих случаях:

  1. При возникновении спора с соседями.
  2. При получении участка в наследство и возникновении спора с другими наследниками.
  3. При генеральной застройке территории, на которой расположена земля.
  4. Если планируется постройка дорогого здания.
  5. Если участок имеет сложную конфигурацию.

Плюсы и минусы процедуры

Рассуждая, делать или нет работы по межеванию 2 земельных участков, следует учесть следующие положительные моменты процесса:

  • позволяет увеличить размер существующего надела на 10%;
  • защитить границы земли от посягательств посторонних лиц;
  • установить чёткие границы собственной территории;
  • разрешить споры с соседями.

К минусам можно отнести необходимость затрат денежных средств на оформление, возможность споров и даже судебных тяжб с соседями, невозможность переоформления земли на другое лицо до окончания работ по межеванию.

Федеральный Закон №218-ФЗ от 13.07.2015 года

Этот закон напрямую касается сделок с земельными участками, поскольку они также являются недвижимостью и на них можно оформить право собственности.

Существует ряд участков, которые находятся в пользовании владельцев. По ФЗ №218 их нельзя продать до тех пор пока участок находится в собственности муниципалитета, а не настоящего владельца.

Что именно регулирует

Федеральный закон «О госрегистрации недвижимости» регулирует отношение между гражданами и юридическими лицами в связи с возникновением права собственности. Любая недвижимость должна быть юридически закреплена за собственником.

Право возникает после процедуры регистрации и внесения данных в ЕГРН (Единый государственный реестр недвижимости).

Что такое государственный реестр недвижимости

Государственный реестр недвижимости — это обширная и самая достоверная база данных, в которой находятся сведения обо всех зарегистрированных объектах недвижимости.

С начала 2017 года ЕГРН объединяет госкадастр и реестр прав.

Документом, который подтверждает наличие сведений, является выписка из ЕГРН. Основная информация из реестра является общедоступной.

Вместо Свидетельства о праве собственности сейчас выдается выписка из ЕГРН. Оба документа являются одинаково юридически значимыми.

В ЕГРН содержатся следующие данные о земельном участке:

  • кадастровый номер;
  • адрес;
  • ФИО владельца;
  • площадь;
  • кадастровая стоимость;
  • наличие обременений;
  • чертеж (при условии межевания).

Внесение данных

Для того, чтобы внести новые данные в ЕГРН нужны следующие документы:

  • заявление;
  • паспорт;
  • правоустанавливающие документы на участок;
  • документы, данные из которых будут внесены (например, межевой план, договор купли-продажи);
  • решение суда (при решении дела через суд).

Исправление ошибок

Ошибки в ЕГРН могут быть техническими и реестровыми. Первые могут возникнуть при неправильном внесении записи. Они исправляются после подачи заявления в Росреестр или через МФЦ.

Таким же образом корректируются реестровые ошибки, которые сильно изменяют информацию и возникает пересечение границ. Для подтверждения своих слов нужно предоставить документы или решение суда.

Регистрация права собственности

Для того, чтобы в полной мере распоряжаться землей, нужно оформить право собственности. Законом разрешено владение на праве пользования. Но для сделки продажи, дарения или завещания земельный участок нужно зарегистрировать в Росреестре.

Документы

Для регистрации земельного участка, также как и  остальных объектов недвижимости потребуются следующие документы:

  • паспорт;
  • заявление;
  • правоустанавливающие документы;
  • межевой план (если есть);
  • квитанция об уплате госпошлины.

Можно ли узаконить землю без документов?

Ответ зависит от характера получения земельного участка. Если земля была предоставлена в пользование еще в советское время, но документы потеряны, то нужно заняться их поиском для выписки дубликата. Для этого стоит обратиться в архив города.

Если владение участком основано на самозахвате (на бесхозных землях СНТ) и не причиняет неудобства другим соседям, то чтобы его узаконить нужно обратиться в отдел землеустройства муниципалитета. Придется предоставить веские доказательства и основания, что вы заботились об этой земле, как о своем.

Незаконность процедуры

В случае ненадлежащего оформления документов межевание может считаться несостоявшимся и незаконным. Чаще всего нарушается процедура подписания акта согласования с заинтересованными лицами, которыми являются соседи смежных участков.

Ответственность за нарушение правил регистрации

Ответственность за межевание и составление документов для ЕГРН лежит на кадастровом инженере. В случае ошибки он несет имущественную ответственность и рискует лишиться квалификационного аттестата. Если причинен большой ущерб, то возможна уголовная ответственность.

Постановка на учет

Имея на руках результаты проведения межевых работ, можно инициировать процедуру внесения сведений о наделе в государственный реестр. Подробно действия, необходимые для ее проведения описаны в отдельной статье.

Однако некоторые нюансы требуют особого уточнения.

Кто имеет право оформить регистрацию

Оформить в собственность землю может ограниченный круг лиц.

Подать документы для регистрации земельного участка имеет право:

  • непосредственно владелец земли, а также приравненные к нему лица:
    • наследник умершего собственника;
    • хозяин выделенной части земельного участка при формировании нескольких наделов из одного;
    • введено обременение на землю;
  • держатель документа о выделении надела в пользование;
  • арендатор, если право на использование земли будет длиться более 5 лет;
  • гражданин, который наделен правом использовать землевладение бессрочно;
  • лицо, которому предоставляется право на пожизненное наследственное владение;
  • инженер кадастра.

Документы

Чтобы зарегистрировать землю, потребуется заранее подготовить некоторые бумаги:

  1. Заявление. Заполнить можно до посещения организации, либо на месте.
  2. План межевания. Выдается после проведения землеустроительных работ инженером кадастра, либо в БТИ.
  3. Подтверждающая право собственности бумага.
  4. Технический план. Если осуществляется одновременная регистрация в качестве собственности находящегося на территории ЗУ здания.
  5. Паспорт заявителя.
  6. Карта-план надела с указанием всех расположенных в его пределах строений.

Чтобы поставить на учет объект недвижимости, нужно предварительно заплатить государственную пошлину. Однако требовать предъявления платежного документа в Кадастровой палате не имеют права.

Список может видоизменяться в зависимости от конкретной ситуации. Например, для внесения в реестр объекта муниципальной собственности потребуется разрешение от органа местной власти.

Обращение в Росреестр и госпошлина

Перед тем, как передать в организацию документы для регистрации, нужно обязательно оплатить взимаемую государством пошлину. Граждане вносят 200 рублей, а организации – 600.

Существует несколько способов подать запрос на внесение объекта в кадастровый реестр:

  • посещение Кадастровой палаты;
  • регистрация на портале Госуслуг и подача заявления в режиме онлайн;
  • отправить документы заказным письмом с описью через Почту России;
  • связаться со специалистом через электронную почту.

Однако приоритетным остается личный визит в территориальное отделение Росреестра, так как в подобном случае можно решить некоторые возникшие недоразумения, например, недостачу какого-либо документа, на месте, а не ждать ответа на дистанционный запрос в течение нескольких дней или даже недель.

Получение паспорта

Для оформления собственности до вступления в силу ФЗ №218-ФЗ, был необходим кадастровый паспорт, выдаваемый при постановке земельного участка на государственный учет.

Однако теперь, когда процедуры регистрации участка и права собственности фактически объединены в одну, необходимость в выдаче подобного документа отпала. Теперь при внесении землевладения в кадастр владельцу предоставляется выписка из ЕГРН, заменяющая выдаваемые ранее бумаги.

Подробно узнать о процедуре получения выписки можно в отдельной статье.

Изменение границ поставленного на учет надела

Российское законодательство разрешает вносить изменения в запись о поставленном на учет земельном участке. Зачастую исправления касаются информации о граничных точках участка.

Обычно подобные действия производятся, если:

  • допущена ошибка при проведении межевых работ. В подобном случае, организация, занимающаяся оформлением плана территории, заново проводит процедуру и предоставляет владельцу скорректированную схему с новыми граничными линиями;
  • требуется уточнить границы в связи с несоответствием указанной в реестре площади фактической. Перерегистрировать земельный участок не требуется, если погрешность составляет менее 10%;
  • участок делится между несколькими хозяевами. Каждый новый надел вносится в реестр отдельно.

Увеличение границ

В ряде случаев владелец имеет право подать запрос на изменение записи об участке в кадастровом реестре в связи с увеличением площади.

Подобное явление обычно наблюдается в следующих случаях:

  • получено разрешение на присоединение бесхозной земли, прилегающей к наделу;
  • владелец выкупил соседний участок и желает присоединить его к уже находящемуся в собственности.

В подобных случаях для уточнения границ вновь придется производить процедуру межевания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector