Рентабельность — что это. формула расчета

Виды рентабельности

Показатель экономической эффективности во многом зависит от вида бизнеса. Исходя из конкретной ситуации, подбирается тот или иной расчет рентабельности

Важно отметить, что формулы расчета также будут отличаться друг от друга

общая рентабельность оборотных и внеоборотных активов. Данный вид показывает отношение привлеченных финансовых средств компанией на 1 рубль. Оценку общей рентабельности можно произвести, опираясь на соотношение прибыли до произведения уплаты налоговых обязательств и средней стоимости активов предприятия за определенный промежуток времени. Проще говоря, данный показатель наглядно представляет нам, насколько эффективно работают активы компании и приносят прибыль.

рентабельность товара (продукции). Данный вид рентабельности показывает эффективность производства того или иного товара или услуги. Рассчитывается предельно просто: соотношение прибыли от реализации товара или услуги к затратам на производство.

рентабельность производства. Этот показатель характеризует целесообразность ведения того или иного бизнеса. Иными словами, это соотношение  между затратами на производство и полученной чистой прибылью. Как уже говорилось раннее, чем выше показатель, тем рентабельнее бизнес. Как правило, чтобы повысить рентабельность в данном случае, нужно уменьшить себестоимость производства товара или услуги и повысить качество производства.

рентабельность сделки. Именно расчет этого показателя нужен нам для того, чтобы отследить, выгодно ли участвовать в тендере или заключать сделку

Важно отметить, что одних математических расчетов будет недостаточно и нужно обратить внимание на риски, которые могут повлиять на финансовую эффективность. Расчет рентабельности сделки я подробно приведу в следующем разделе статьи

Также помимо вышеперечисленных видов рентабельности есть еще ряд, на которых мы подробно остановимся в других материалах, а пока просто перечислим:

  • рентабельность капитала (ROE) — показатель эффективности использования собственных средств предприятия;
  • рентабельности инвестиций (ROI) — соотношение между получившейся прибылью и первоначальными вложениями. То есть данный показатель говорит нам об эффективности вложения средств;
  • рентабельность основных производственных фондов (ROFA) — показатель эффективности работы основных производственных фондов;
  • рентабельность персонала (ROL) — отношение чистой прибыли к среднесписочной численности сотрудников показывает эффективность числа работников.
  • рентабельность подрядных услуг — показывает  эффективность привлечения подрядчика.

Конечно, существует еще огромное количество коэффициентов рентабельности, но об этом как-нибудь потом. Сейчас предлагаю на примере рассчитать рентабельность сделки.

Как расчитать рентабельность оборотных активов?

В понятие оборотные активы входят находящиеся в товары и материальные ценности, деньги в обороте, которые переносят стоимость на произведенную предприятием продукцию за один промышленный цикл продолжительностью до 1 года.

Оборотными активами считаются:

  • Товары и запасы материалов (см. Организация складского учета )
  • Деньги и ценные бумаги
  • Дебиторские обязательства

Для получения показателя активные обороты суммируются. Результат суммирования делится на итоговую стоимость произведенной продукции, услуг, реализованных товаров без включения в результат налогов.

Отношение этих двух величин умножается на 100. Полученное число считается цифрой рентабельности оборотных активов.

Формула, рассчитывающая данную величину, выглядит следующим образом:

(ЧП/ОА) Х100, где ЧП – чистая прибыль (после уплаты всех налогов), ОА – стоимость оборотных активов.

Оба финансовых показателя берутся из текущего баланса компании (см. План счетов бухгалтерского учета). Критерий определения степени эффективности прост, чем он выше, тем эффективнее финансовая и хозяйственная деятельность.

На практике эта величина за год не бывает, равна 1 в легальных секторах экономики. Цифра в диапазоне до 0,45-0,50 характеризует компанию, как привлекательную с точки зрения привлечения инвестиций.

Рассчитываем доходность бизнес-идеи

В первом приближении вам, по сути, достаточно просчитать все «на салфетке», без сложных вычислений и математических моделей. У опытных бизнесменов такие расчеты происходят едва ли не в подсознании.

Начинающим же стоит делать все последовательно и логично.

Плохой вариант расчета

Заметим, что одним из сопутствующих этапов «разработки» бизнес-идеи является анализ рынка и конкурентов.

Отсюда возникает соблазн оперировать абстрактными цифрами вроде «доли рынка». 

Многие начинающие рассуждают так: в этой сфере крутится 100 миллионов в месяц, если я завоюю хотя бы 5% рынка — у меня будет 5 миллионов!

Такой метод в шутку называют «продажей газировки в Китае». Если перевести все к этому примеру, то расс у нас будет 1% рынка газировки — это же 10 миллионов человек! Мы богаты!

Правильный метод оценки прибыльности

Если действовать «по уму», то вам требуется оценить поток клиентов и ваш заработок на одном клиенте (средний чек).

То есть нужно подходить к идее «снизу» — от конкретных чисел.

Например, если вы хотите продавать бизнесу юридические услуги, то не нужно искать данные о количестве фирм в вашем городе и пытаться высчитать, сколько будет 10% от общего числа.

Нужно прикинуть конкретные способы привлечения потребителей. Примерно так:

  • Снимем офис недалеко от налоговой, повесим красивую вывеску — человек десять придут просто с улицы.
  • Прозвоню свои связи — найду через друзей друзей еще пять человек для начала (вы должны понимать, хотя бы примерно, кто эти люди).
  • Проведем деловой семинар в Торгово-Промышленной палате — будет еще 1-2 клиента.
  • Создадим сайт и закупим на него рекламу — добьемся посещаемости 200 человек в сутки, это даст еще 30 клиентов в месяц.

Понимаете? Начинать нужно с конкретики, хоть и приблизительной.

Полезные замечания

Напоследок — несколько важных советов. 

Во-первых, помните, что расходная часть малого бизнеса с одним сотрудником — это 100 — 150 тысяч рублей в месяц (за вычетом расходов на основные средства производства). Сумма неоднократно проверена на практике — меньше выходит очень редко. Это очень скромный бюджет на: офис, канцелярские принадлежности, налоги, оплата труда, минимальная реклама, вознаграждение вам как управленцу (жить-то как-то надо).

Во-вторых, бизнес с рентабельностью менее 40% в России не стоит даже рассматривать. Рентабельность — тема отдельного разговора. Ее оценка — это уже более глубокий уровень анализа. 

См. также:

  • Где взять денег для старта?
  • Гранты от государства: получаем безвозмездную помощь
  • Где можно взять кредит для начинающих?

Факторы снижения рентабельности

Почему происходит снижение рентабельности?

Выявленное в ходе анализа снижение рентабельности может вызываться такими тенденциями, как, например:

  1. Опережение темпами роста расходов, темпов увеличения выручки – причинами, инициировавшими данную тенденцию, могу выступать, в частности, снижение цен, структурные изменения ассортимента реализации, рост нормозатрат. Для изменения ситуации требуется проведение анализа политики ценообразования компании, системы контроля затрат, а также ассортиментной политики.
  2. Опережение темпами уменьшения выручки темпов снижения затрат –тенденция может возникнуть в связи с уменьшением уровня продаж. В этой ситуации требуется проведение всестороннего анализа маркетинговой стратегии.
  3. Возрастание затрат компании – эта тенденция может вызываться таким факторами, как снижение цен, увеличение нормозатрат, структурные изменения ассортимента реализации. В данной ситуации требуется проведение анализа ассортиментной политики, ценообразования и контроля за затратами.

Следует учесть, что выявленное в процессе анализа убавление рентабельности является недвусмысленным свидетельством того, что конкурентоспособность компании падает, а уровень спроса серьёзно сокращается. В подобного рода ситуации компании необходимо разработать систему процедур, обеспечивающих активное стимулирование спроса, повышение качества выпускаемой продукции, а также интенсивное освоение новых секторов рынка.

Однако, если основным негативным фактором является существенное увеличение затрат, то все необходимые корректирующие мероприятия требуется производить с максимальной осторожностью, поскольку источник снижения расходов может довольно быстро закончиться. Поэтому в подобного рода ситуации оптимальным вариантом может оказаться переориентация компании на выпуск какой-либо иной продукции

Виды и показатели рентабельности

В зависимости от вида деятельности и специфичности производства экономисты выделяют несколько видов рентабельности, которые являются отношением прибыли, вырученной в результате деятельности предприятия, к выбранному активу или ресурсу.

К самым часто используемым показателям рентабельности относится:

  • общая рентабельность активов – это группа разнообразных показателей, которые характеризуют целесообразность и полноту применения конкретного ресурса и позволяют установить, насколько рационально задействовать кредиты, собственный капитал и иные активы;
  • рентабельность проданного товара или реализованной услуги – соотношение между прибылью от реализации и средствами, которые вложены в производство; показатель отражает насколько выгодно заниматься выпуском конкретного продукта;
  • рентабельность производства – характеристика, отражающая степень целесообразности данной производственной деятельности;
  • рентабельность основных средств – отношение чистой прибыли, полученной за конкретный период, к величине основных средств;
  • рентабельность предприятия – отношение прибыли к величине основных и оборотных средств;
  • рентабельность персонала – отношение чистой прибыли за какой-то период к среднему числу персонала за учетный период.

Это далеко не полный перечень коэффициентов рентабельности. Новые характеристики могут появляться с расширением финансовых и хозяйственных отношений, инвестиционных процессов. Всех их объединяет одно правило: это отношение размера заработанной прибыли к ресурсу, который задействован для ее получения.

Как различаются вклады

Чтобы точно понимать разницу между депозитами в отношении расчета процентных ставок, напомним некоторые общие понятия:

  • Под процентной ставкой по вкладу практически всегда понимается годовая процентная ставка. Даже если средства размещаются на 3 месяца, полгода или 5 лет.
  • Расчет процентов может происходить через разные промежутки времени, в зависимости от условий договора. Но отправной точкой все равно будет годовая процентная ставка.
  • Вклад может размещаться в банке на определенный срок или бессрочно. Это заранее оговаривается в депозитном договоре и влияет на ставку. Проценты по бессрочным договорам (до востребования и т.п.) обычно ниже.

Суммой, от которой ведется расчет, всегда бывает первоначальная величина вклада. Но к этой расчетной величине могут добавляться или не добавляться:

  • уже начисленные проценты;
  • позднейшие пополнения вклада.

Условия размещения депозита могут также разрешать или не разрешать снятие части основной суммы или начисленных процентов.

Из перечисленных условий большинство банковских вкладов можно классифицировать таким образом:

  • вклады с простым начислением процентов;
  • вклады с капитализацией процентов;
  • вклады с фиксированной суммой;
  • пополняемые вклады.

Каждый из перечисленных типов банковского депозита имеет свои особенности расчета процентов. Другие условия банковского депозита на расчет процентов также влияют, но обычно в меньшей степени, и не прямо.

3 важных момента анализа результатов расчета

При подведении итогов нужно обращать внимание на несколько моментов.

  1. Зачастую низкую рентабельность продаж вызывают ошибки ценообразования и слабая конкурентная стратегия. Бывают исключения из правил, когда компания нарочно демпингует для вытеснения рыночных конкурентов, чтобы занять лидирующую ступень.
  2. Устойчивое падение ROS предупреждает о необходимости снижения расходов. Чтобы исправить положение, можно поменять ассортимент, удалив продукты с низким спросом. Причем нужно сначала оценить вклад каждого товара в содержание предприятия. Допустим, вещь из разряда «дойных коров» вряд ли даст скачок роста маржинальности. Зато она приносит большую часть прибыли. Продукция со «звездами» в определенной стадии может оказаться «дойной коровой» или же попасть в группу «собак». Контроль за колебаниями уровня рентабельности четко демонстрирует, что следует убрать из ассортимента.
  3. Повышение объема реализации без роста коэффициента ROS говорит о непомерных административных и коммерческих издержках. Не забывайте, что у крупных предприятий при большом ассортименте маржа обычно меньше, чем тот же показатель у мелких фирм.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector