Обязательная маркировка товаров: перечень 2020 года
Содержание:
Расширение пространства обязательной маркировки
В течение 2019 года была введена обязательная маркировка:
-
табачной продукции;
-
обуви;
-
лекарств высокозатратных нозологий (ВЗН).
Для табачной продукции с 1 марта 2019 года стала обязательной регистрация в национальной системе маркировки всех без исключения участников оборота. С 1 июля производители были обязаны наносить коды маркировки на каждую пачку. Остатки немаркированных сигарет разрешено реализовывать до 1 июля 2020 года, однако производители предупреждают, что рознице нужно быть готовой к продаже маркированной продукции заранее: как только в розницу начнет поступать маркированная продукция, продавцы должны будут выводить коды из оборота при продаже (остатки немаркированной продукции на складах производителей и оптовиков могут закончиться раньше указанного срока)
Важно учитывать, что компаниям, участвующем в обороте табачной продукции не обойтись без использования электронного документооборота (ЭДО): универсальный придаточный документ (УПД) через ЭДО является единственным разрешенным способом передачи маркированной продукции между юридическими лицами.
Почитайте материал Маркировка: что важно знать сейчас?, а также статью о маркировке обуви и табака в «1С:Предприятии 8».
Дорожная карта маркировки обуви выглядит так: с 1 июля до 1 октября 2019 года – регистрация участников, с 1 октября 2019 – добровольная передача данных участниками в систему, с 1 марта 2020 года запрещены производство, импорт и продажа немаркированных обувных товаров (отрасль ждет постановления правительства с переносом сроков). Товары, приобретенные до 1 марта 2020 года, возможно импортировать до 1 апреля 2020 года (их необходимо промаркировать строго до 1 апреля). Также до 1 мая можно маркировать кодами остатков товары, заказанные до 1 марта при наличии документов, подтверждающих срок приобретения. Однако, недавно правительство выступило с предложением продлить период производства, импорта и оптовой продажи обуви без маркировки до 1 июня 2020 года, а маркировать остатки, заказанные до 1 июня, можно будет до 1 августа.
До 2020 года маркировка была обязательной только для жизненно необходимых лекарственных препаратов, предназначенных для обязательного лечения высокозатратных нозологий, но с 1 января 2020 года маркировкой должны снабжаться все выпускаемые медикаменты вне зависимости от назначения. 1 июля 2020 года оборот немаркированых лекарств будет запрещен.
По данным ЦРПТ, в марте 2020 года в системе маркировка табака было зарегистрировано более 56 тыс. участников (производители, оптовики, розничные компании и импортеры), выпущено более 8,4 млрд кодов. В системе маркировки обуви зарегистрировано более 48 тысяч участников, выпущено более 1,6 млрд кодов; в системе лекарств ВЗН – более 57 тыс. участников, выпущено 492 млн кодов.
К началу 2020 года в список товаров, подлежащих маркировке, уже входили:
-
меховые изделия
-
табак
-
обувь
-
лекарственные препараты
-
молочная продукция
-
кресла-коляски
-
велосипеды
-
фотоаппараты
-
шины
-
товары легкой промышленности (одежда)
-
духи, парфюмерная вода
Как маркировка изменит вашу работу
Начинается все с онлайн-кассы. Именно она через оператора фискальных данных будет сообщать в систему маркировки о том, что вы законно продали товар. Начало маркировки совпадает с окончанием самой долгой отсрочки, которую государство давало рознице по Федеральному закону от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации». Так что к 1 июля онлайн-касса уже должна быть в вашем магазине, даже если вы платите налоги по спецрежиму.
Вам придется перейти на электронный документооборот. Бумажные накладные уходят в прошлое: теперь вы будете получать электронные и ставить на них цифровую подпись.
Электронный документооборот ведется в специальной системе. Если она будет интегрирована с вашей программой для торговли, это максимально упростит вам работу.
Ваши поставщики тоже должны работать по новым правилам. Им придется выставлять документы в электронном виде и клеить на товар этикетки с кодами маркировки. Это значит, что вы:
- скорее всего, не сможете закупать обувь на вещевых рынках;
- если ввозите обувь из-за рубежа – должны уточнить у поставщика, готов ли он печатать на этикетках коды, которые вы получите от оператора маркировки и пришлете ему.
Как можно скорее договоритесь с европейскими поставщиками, как вы будете с ними работать. Многие переживают за импорт из Китая. Но, по оценке экспертов системы Честный ЗНАК, китайские производители готовы клеить этикетки с кодами и легко с этим справятся, а вот с европейскими могут возникнуть проблемы.
Изменится процесс приемки. Вам будут приходить упаковки товара с нанесенными кодами маркировки. Чтобы принять их, нужно проверить, совпадают ли коды с сопровождающими документами.
Процесс несложный – отсканировать код и сверить его с накладной. Но чем больше партия, тем больше времени это отнимет. Решите сразу, как вы это организуете: заранее выделите несколько часов, чтобы проверить все коды в процессе приемки, или подтвердите их «авансом» и будете проверять уже по мере работы. Последний вариант подходит, только если вы доверяете поставщику.
Чтобы продать маркированный товар, нужно считать код с помощью сканера. Онлайн-касса при продаже сообщит в систему маркировки, что товар выбыл из оборота.
Насколько удобно вам будет работать – полностью зависит от программного обеспечения. Понадобится включить в работу новые процессы и новое оборудование, и именно софт должен обеспечить их взаимосвязь и совместимость. В идеале в одной программе можно принимать и отправлять электронные документы, сканировать коды маркировки, заказывать новые и печатать их на этикетках, регистрировать продажи маркированных товаров. Именно так устроена работа с маркировкой в сервисе МойСклад. А еще – легко подключается все оборудование, которое потребуется: онлайн-касса, сканер штрихкодов, принтер для печати этикеток, терминал для приема оплаты картами
Это важно!
А если у вас свое производство? Вам выдадут специальное устройство – регистратор эмиссии, который будет генерировать коды маркировки. Вы сможете напечатать их на этикетках и наклеить на обувные коробки. Если у вас импорт – вы отправите коды поставщику, чтобы он сам печатал и клеил этикетки.
Может показаться, что если вы не производите товары сами и не покупаете за рубежом, то вам не понадобится самостоятельно их маркировать. Это не так! Все дело в возвратах. Если покупатель принесет вам товар с поврежденным кодом маркировки, вы не сможете вернуть его в оборот. Придется присвоить новый код: сгенерировать с помощью регистратора эмиссии и напечатать на этикетке, прежде чем выставлять товар на продажу.
Если вы не хотите заниматься кодами самостоятельно, то сможете обратиться в центр этикетирования: там можно будет просто заказать партию готовых этикеток. Такие центры – тоже часть системы Честный ЗНАК, они начнут работать позже.
Будьте внимательны! Генерация кодов маркировки – платная: 50 коп. без НДС за один код. И некоторые ОФД намерены брать дополнительную плату за передачу данных о продажах маркированных товаров. Чтобы избежать лишних трат при переходе на маркировку, внимательно выбирайте оператора и постарайтесь сэкономить в другом. Так, в сервисе МойСклад бесплатно поддерживаются все функции, связанные с маркировкой. Они даже входят в бесплатный тариф, подходящий для небольшой розницы. Для пользователей МоегоСклада действуют скидки на онлайн-кассы с подключением к ОФД, который тоже не берет платы за поддержку маркировки.
Частые вопросы про маркировку в 2019 году
Вопрос: Нужно ли маркировать кожаные сумки?
Ответ: Нет не нужно. С перечнем товаров, которые нужно обязательно маркировать есть в распоряжении правительства № 792-р.
Вопрос: Как маркировать обувь, которая продается на рынке?
Ответ: С 1 октября 2019 года обувь обязательно должна маркироваться от производства до ввоза в Россию. По закону обувь на любой российский рынок должна будет поступать уже промаркированная.
Ели обувь из остатков, то понадобится регистратор эмиссии. Коды для этой операции можно будет получить в личном кабинете самой системы.
Вопрос: Как оформляется промаркированный товар на таможне?
Ответ: Данная тема находится в разработке.
Вопрос: Если возможность у зарубежных производителей самостоятельно получать коды?
Ответ: Да, при условии, что у нас в стране они имеют свои филиалы или представительство.
Вопрос: Если купили немаркированную пару 27 сентября, а в октябре вернули, нужно ли принимать такой возврат?
Ответ: Да.
Зачем нужна маркировка?
Для чего нужна маркировка? Тут у государства две цели.
Первая — борьба с подделками. По марке можно будет узнать всю историю товара — с момента «рождения» и до того, как он попал к вам в руки. Поэтому считается, что больше всех выиграет от обязательной маркировки конечный потребитель — он будет защищен от некачественной нелегальной продукции, а цены могут даже снизиться в связи с расширением рынка сбыта для легальных поставщиков и производителей.
Вторая цель государства — прозрачность всех производственных и торговых операций для налогообложения. Государство сможет проследить все: кто, кому, когда, что и за сколько продал. Ничего схимичить уже не получится, «нарисованные» накладные и счета-фактуры будут бесполезны. Только реальные документы на реальные товары!
Маркировка товаров: чек-лист для розницы
Компании должны выполнить следующие требования:
- получить ЭЦП;
- установить драйвера для работы с ключом;
- зарегистрироваться в Честном Знаке;
- использовать сканеры и терминалы, распознающие коды ДатаМатрикс;
- удостовериться в том, что электронный документооборот и маркировка поддерживаются программой учета товаров;
- настроить контрольно-кассовую технику, в соответствии с федеральным законом №54-ФЗ;
- обеспечить передачу информации ОФД;
- использовать современные устройства: POS-систему или смарт-терминал с сенсорным управлением. Это условие необходимо для отображения онлайн-кассой номенклатуры и формирования чеков с кодами промаркированной продукции;
- подготовить принтер для печати этикеток, желательно использовать термотрансферные устройства.
Купить, подключить и зарегистрировать онлайн-кассу
Масштабный переход большинства отраслей на обязательную маркировку затронул и розничные точки. ККТ должна использоваться субъектами хозяйственной деятельности, занимающимися продажей табачных изделий, медикаментов, обуви, одежды и прочих категорий товаров.
Именно контрольно-кассовая техника будет сообщать о продаже маркированных товаров посредством электронного чека. Для настройки устройства понадобятся свежие драйвера и договор с оператором фискальных данных. Зарегистрировать онлайн-кассу можно дистанционно ― на сайте фискальной службы. Заявление в бумажном виде принимают в налоговой.
Получить электронную цифровую подпись
ЭЦП понадобится для работы в системе электронного документооборота. Индивидуальному предпринимателю и руководителю она будет необходима при фискализации ККТ, а также для регистрации:
- в системе маркировки;
- на сайте фискальной службы;
- в кабинете ОФД.
Выдает подпись Удостоверяющий Центр.
Подключиться к ЭДО
Обмен документами по маркированным товарам ведется строго в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. Прием и отправка универсального передаточного документа возможна только через ЭДО. С 1 января 2020 года действует новая форма, в которой учитывается:
- повышение ставки НДС;
- информация о маркировке;
- прослеживаемость продукции.
Подключить сканер 2D-штрихкодов
Фотосканеры поддерживают считывание двухмерных штрих-кодов. Такие устройства сканируют коды ДатаМатрикс при приеме и реализации продукции.
В отличие от 2d barcode, линейные 1D-сканеры не могут использоваться для реализации алкоголя и табачных изделий. Эти модели также не считывают QR-код и не распознают слишком маленький код, к примеру, на косметических средствах или бижутерии.
Обеспечить работу с кодами маркировки в вашей учетной системе и кассовой программе
Регистрация продаж маркированной продукции осуществляется в кассовой программе. Хранится информация о трансакциях в учетной системе. ИС по сбору, регистрации и обработке данных должна «уметь» работать с маркировочными кодами. В противном случае, понадобится ее доработка или полная замена.
Что такое обязательная маркировка и зачем она нужна
В процессе маркировки на каждый экземпляр наносится марка с уникальным кодом. Обязательность устанавливается законами. Изначально в России была введена обязательность такой процедуры для изделий из меха в качестве эксперимента, и она показала положительные результаты.
В случае реализации экземпляра без кода применяются различные санкции.
Целей у процедуры две:
- создать условия только для легального оборота, что обеспечит рост налоговых поступлений от производителей и всех посредников;
- исключить поступление на рынок некачественной продукции, которая может привести к причинению вреда здоровью и жизни граждан.
Слово эксперту
Руководитель отдела продвижения автоматизации торговли компании «Первый Бит» Елена РЯБОВА:
«Первый Бит» начал работать с маркировкой задолго до того, как правительство объявило о своих планах введения тотальной маркировки для разных групп товаров. Мы оказались в центре активности, когда еще в начале 2016 года внедрялась система ЕГАИС.
Сейчас запускается тотальная маркировка. Каждый квартал добавляется новая группа товаров, которая будет подвержена обязательному нанесению кодов формата DataMatrix.
Сейчас в Первый Бит все чаще обращаются организации и ИП, которые заняты розничной торговлей. Им требуется экспертное мнение и практическая консультация, так как правила игры поменялись и их товары теперь подлежат маркировке контрольными знаками.
Отдельно нужно выделить те компании, которые производят и реализуют лекарственные препараты. Многие аптеки боятся оказаться за бортом, ведь большинство оборудования не соответствует новым стандартам. Лазерные сканеры, которые читают 1D штрих-код, не позволяют работать с маркировкой. Такие аптеки должны перейти на специальное оборудование для считывания DataMatrix. Мы предлагаем 2D сканер штрих-кода и 2D терминал сбора данных, а также отраслевые решения для интеграции данных. Проекты, которые ведем сейчас с аптеками и фармацевтическими компаниями, уже предусматривают работу в условиях маркировки.
Еще в начале года мы получали по несколько десятков заявок на автоматизацию в день. Сегодня их число доходит до нескольких сотен. Мы знаем, как помочь клиенту. На сегодняшний день компания полностью готова к работе в условиях тотальной маркировки».
Если у вас действующий договор 1С:ИТС, то вы сможете получать все обновления, связанные с маркировкой товаров, в рамках договора. Узнайте о сроках действия вашего договора у наших специалистов по телефону. Вы также можете заказать обновление программы 1С, чтобы быть в курсе изменений законодательства.
Звоните прямо сейчас. Наши эксперты ответят на все вопросы о маркировке и помогут подготовится к грядущим переменам.
НДФЛ с отпускных: когда платить и как рассчитать налог
Работа в Виртуальном складе: что нужно знать?