Что такое мотивация: основные виды и характеристики

Методы(способы) мотивации

Способы побуждений зависят от объекта приложения усилий. Термин мотивация используют, чтобы заставить человека действовать определенным образом. Если говорить точнее, то мотивированность – повышает эффективность деятельности человека в любой сфере. Методы воздействия зависят от области применения.

Мотивация персонала

Мотивацией персонала называют меры, принимаемые для роста эффективности труда. В зависимости от целей и принципов руководства в организации используют:

  • материальные стимулы;
  • организационно-административные (штрафы, регламент, принуждение, отрицательные стимулы);
  • социально-психологические (обращены на внутреннее побуждение – причастность к чему-либо).

Выбор мотивационного метода в менеджменте зависит от мастерства руководителя, умения находить индивидуальный подход к подчиненным.

Мотивация учащихся

Педагоги обязательно учитывают возрастные особенности внимания, мышления и памяти, чтобы организовать познавательную активность детей различного возраста. Чаще всего используют классичес

  • словесные – яркий, эмоциональный рассказ;
  • наглядные и практические пособия – карточки с заданиями, лабораторные занятия, которые открывают в детях желание экспериментировать;
  • репродуктивные и поисковые – методы проблемных ситуаций, направленные на развитие творческого потенциала;
  • самостоятельная работа – подготовка рефератов от группы или ученика, проведение наблюдений, которые связывают теорию с практикой.

Самомотивация

В основе самомотивации лежит внешнее и внутреннее побуждение к познавательной деятельности. Человек становится активным только тогда, когда направление деятельности совпадает с вектором развития личности.

Работа не вдохновляет, потому что – скучная, рутинная, надоела. Работа, как деятельность, в таких случаях не является самоцелью. Результат – это материальное поощрение.

Нужно вспомнить, что работа дает возможность для чего-то больше, служит финансовым источником. Что нужно? Найти деятельность, которая дает энергию для действия и выполнения рутинных обязанностей. Использовать негативное побуждение, в том числе. Искать себя в других сферах, где результат деятельности будет совпадать с внутренним мотивом.

Аффирмации

Аффирмации используют для того, чтобы перезаписать негативные установки. Вместо «У меня ничего не получится», говорить: «Я с легкостью пробую новое. Мне нравится пробовать все новое».

Вместо «Я боюсь криков начальника», повторить: «Я выслушивают любую критику спокойно. Воспринимаю только конструктивные предложения».

Самовнушение

Самовнушение – это метод вынужденной улыбки, которая запускает химические реакции в мозге. Разумеется, после бессонной ночи нет смысла говорить «Я полон сил!», а нужно просто выспаться. Установки должны быть конкретными и реальными. Перед важным разговором: «Я уверен в себе, я спокоен». Во время ссоры «Меня трудно вывести из себя». В период сомнений – «Я готов работать и действовать».

Биографии известных личностей

Время историй настало. Сейчас каждый с помощью социальных сетей может создать собственную легенду и найти поклонников, которые будут мотивировать. Ф. М. Достоевский изложил в романе «Игрок» историю собственной зависимости и превратил крах в триумф. Превратить слабые стороны в сильные – отыскать возможности – под силу каждому. Нужен тщательный анализ, изучение аналогий.

Визуализация

Метод сонастройки с целью. Это не магический прием, подчиняющий повороты судьбы, а тот самый оазис, который заставляет идти вперед, чтобы напиться. Не стоит думать, что мысли о шикарном офисе сделают его таковым без труда. Мечта заставляет сердце биться сильнее, вырабатывает эндорфины, стимулирует мозговую деятельность.

Сферы применения

Чтобы реализовать потенциал, индивид должен использовать правильный мотив, подходящий для конкретной деятельности:

  1. Работа — профессиональная реализация. Руководители в качестве стимула часто выбирают штрафы, бонусы. Материальное вознаграждение влияет на работника только на начальном этапе. Работник привыкает к денежной стимуляции очень быстро. Когда эффект от нее проходит, а новых методов побуждения нет, работоспособность снижается. Чтобы повысить ее, у работника должна быть установка на раскрытие своего профессионального потенциала.
  2. Учеба — получение знаний. Основным стимулом становятся высокие отметки. Низкие не только расстраивают, но и лишают стремления попробовать понять сложную тему. В учебной деятельности главным стимулом должно стать повышение уровня знаний. Если его нет, обучение будет восприниматься как наказание и ученик будет его избегать.
  3. Спорт — победа над собой. Достижение нового спортивного рекорда мотивирует малую часть людей. Спортсмен должен хотеть улучшить собственные результаты, а не превзойти соперников. Иначе он постоянно будет сравнивать себя с другими и у него быстро наступит профессиональное выгорание.
  4. Личные цели — стремление к самосовершенствованию. Выбрав целью получение новой профессии, открытие собственного бизнеса, человек должен стремиться раскрыть свой потенциал. Если мотив деятельности — доказать кому-то свою состоятельность, то желание исчезнет, как только пропадет внешний стимул.
  5. Реклама, развлечения — получение удовольствия. Психологический комфорт связан с уровнем дохода и покупательной способностью.
    Мотивировать человека, который изначально не заинтересован, сложно. Для него лучше сработают методы самомотивации, которые можно придумать для себя самостоятельно.

Упростите свою жизнь

Удалите все лишнее и ненужное.  В вашей жизни есть истинные  и навязанные цели.  Ваша задача удалить все надуманное и навязанное социумом

Раньше для меня было важно иметь статус в обществе, для этого нужно было быть успешным.  Показатели успеха — это «хорошая» офисная работа, новая машина, своя квартира, статусный муж  с хорошей карьерой. Но это было нужно не для меня самой, а для показухи, просто было важно что подумают обо мне другие

Сейчас это уже не важно. Моя жизнь стало проще и скромнее,  но зато я ею довольна

Появилось  гармония в душе и спокойствие. У меня есть дело для души, которое  когда-нибудь начнет приносить доход,  или может не начнет, но мне нравится этим заниматься. Мой день наполнен смыслом и этого вполне достаточно. Есть надежды и планы на будущее — и это многого стоит.

Какая бывает мотивация: положительная и отрицательная

Теперь давайте создадим квадрант мотивации и рассмотрим различные виды вдохновения.

Нарисуйте систему координат с видами мотивации. По горизонтальной оси слева — внутренняя, справа — внешняя. По вертикальной оси: нижний ряд — отрицательная, верхний ряд — положительная. Теперь заполняем квадрант.

В левом нижнем углу у нас размещается внутренняя (ставим «+») отрицательная (ставим «—») мотивация.

Хотите спросить, бывает ли такая? Да, бывает. Внутренняя отрицательная мотивация часто исходит из чувства протеста, желания доказать, самоутвердиться, сделать по-своему. Еще иногда нам хочется сделать назло или вопреки. «Я вам докажу, я вам покажу», — думаем мы в этот момент.

Такая мотивация может обладать достаточной силой. Желание сделать «по-своему» порождает поток энергии. Активным мотиватором часто является месть — хотя и не приводит к добру.

Теперь заполняем квадрат внизу справа. В нем мы ставим два минуса. Это внешняя отрицательная мотивация.

Как мы с вами видим уже из обозначения, именно этот вид мотивации является дважды отрицательным. Мало того, что нами движет отрицательный заряд, но он еще и порождается извне.

В этом квадрате — подстрекатели, манипуляторы, завистники, готовые направить наши силы на зло. Подобным мотиватором может стать и близкий человек, даже если он действует из добрых побуждений.

Теперь заполняем квадраты в верхнем ряду. Слева — самый приятный квадрат вдохновения, ставим два плюса. Это положительная внутренняя мотивация. Это квадрат мечты, желаний, позитивных и созидательных целей. Благодаря такой мотивации зарождается сила вседостигательства. Она позитивна и направлена на добрые цели.

Квадрат сверху справа — положительная внешняя мотивация, то есть положительные внешние силы: добрый помощник, советчик, любящий человек, который в вас верит. Женщина, которая поддерживает своего мужчину, мама, понимающая своего ребенка. Вам не дают сидеть на месте, но побуждают к действиям любовью и верой в вас.

Помните вопрос по физике из программы средней школы: как сдвинуть тело с места? Предмет изменит свое местоположение только в результате и благодаря приложенной силе. Мотивация запускает процесс движения, действует, как удар по мячу во время игры.

Переключайтесь на другие задачи

Многочисленные психологические исследования доказали, что постоянная работа даже над самым интересным проектом обладает свойством наскучить, утомлять. Если длительное время заниматься одним делом, падение интереса к заданию приходит быстрее, чем когда человек отвлекается на решение других задач.

Когда появляется усталость, приходит апатия, продуктивность работы снижается. Если почувствовали, что работа надоела, отвлекитесь

Переключите внимание не небольшую стороннюю деятельность или сделайте паузу, отдохните. В скором времени силы восстановятся, произойдет обновление мотивации к отложенной деятельности

Историческая сводка

Многих зарубежных и отечественных психологов интересует, что побуждает индивида к деятельности. Изучением мотивации занимались еще древнегреческие мыслители.

Начиная с 14 века, когда философы сосредоточились на изучении гедонизма как естественного стремления индивида к удовольствию, внутреннее побуждение рассматривали как заложенный природой механизм выживания. Впоследствии единение побуждающих к действию импульсов назвали мотивацией. Этот термин стали использовать для объяснения причин поведения человека, животных.

Ближе к 20 веку мотивацию изучали в ряде школ. Бихевиористы рассматривали ее как причину телесных импульсов, реакцию организма на воздействие. Это породило формулу «стимул — реакция», которая объясняла любой вид активности. В психоанализе по Фрейду основа мотивации — влечение человека. Желание зарождается в органе и воплощается в непреодолимое влечение. Гуманисты под этим термином понимают удовлетворение инстинкта.

Среди зарубежных психологов интерес к проблеме изучения мотивации неразрывно связан с изучением эмоциональной сферы. Получая положительный эмоциональный стимул, человек ведет себя активнее, запоминает больше информации. Но единой теории, которая объясняла бы принцип работы мотивации, нет. Среди советских ученых больше всего внимания изучению мотивации уделяли В. Бехтерев, И. Павлов, И. Сеченов. Вместо схемы «стимул — реакция» они предложили формулу «сигнальность — подкрепление». Сигнал раздражает органы чувств, но для действия необходимо подкрепление — многократное повторение сигнала. Бехтерев считал, что психологические процессы подвержены тем же рефлексам, что нервная система.

На современном этапе развития психологии проблема исследования мотивации также остается актуальной. Ученые определили основные положения, которые разделяют отечественные и зарубежные исследователи:

Мотивация — социально обусловленное образование

В течение жизни она может изменяться.
Мотивационная сфера имеет мотив, цель, эмоции.
Для деятельности важно совпадение мотива и цели.
Эмоции отражают отношение между мотивами и возможностью реализации.. Изучение психологических теорий мотивации продолжается

Ученые рассматривают разные версии появления мотивов, и это позволило выделить отдельные виды мотиваций

Изучение психологических теорий мотивации продолжается. Ученые рассматривают разные версии появления мотивов, и это позволило выделить отдельные виды мотиваций.

Переключение

Даже когда у вас есть любимое дело, и вы им успешно занимаетесь,  бывают периоды,  когда нет мотивации. Что делать в таких случаях? Вам нужно переключиться. Вы слишком долго варились в одной теме. Лучший отдых — это смена деятельности. Вам нужно переключиться на что-то другое.  Умственную нагрузку сменить на физическую,  сферу блогинга сменить на изучение продаж или бизнеса.

Чтобы себя мотивировать, я меняю род деятельности. Одно время читаю, потом надоедает и наступает период написания статей. Когда устаю сидеть в интернете и работать над блогом, то начинаю активно заниматься домашними делами, просто чтобы дать время голове отдохнуть. И так нужно в любой деятельности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector