Что такое умение учиться и как его развивать?

Содержание:

Почему важно уметь учиться?

Для ребёнка, сосредоточенного исключительно на оценке, получить низкую оценку – трагедия. Поэтому он будет стараться сделать всё возможное, чтобы получить хорошую оценку: списывать, врать и т.д. Никаких навыков обучения при таком подходе он не получит. У него при столкновении с трудным заданием будут опускаться руки, будет пропадать мотивация, он будет считать себя бестолковым или что у него нет способности к данному предмету. Человека, который умеет учиться, отличает уверенность в том, что, пусть он пока не знает, как выполнить задание, но он знает, где поискать ответы на свои вопросы и найти решение.

Как формируются навыки обучения

Навык обучения не появляется у ребёнка сам по себе, от природы. Его нужно формировать постепенно, так же, как и навык ходить, держать ложку и т.д. Формирование навыка можно разделить на этапы:

1-й этап. Показать, как работать с тем или иным материалом, и заинтересовать его. Часто ребёнок не может решить задачу, потому что не знает, как, – у него не сформирован навык. Прежде чем ожидать от ребёнка усваивания материала, необходимо показать, как это делать. Только после этого у ребёнка появляется интерес. В противном случае он будет говорить: «Мне это не интересно», «У меня не получается», «Я это не хочу делать»

Важно не воспринимать эти слова буквально, осознавая, что ребёнку пока что не понятно, как сделать задание или усвоить материал, а значит, ему нужна помощь. Как только у ребёнка начнет получаться, нелюбимый предмет понравится ему

На этом этапе не зазорно нанять ребёнку репетитора, чтобы он помог усвоить непонятный материал.

2-й этап. Закрепить навык

Важно не один раз ребёнка научить пользоваться информацией для решения данного задания, а сделать это неоднократно, пока вы не убедитесь, что он понял и усвоил навык

3-й этап. Самостоятельность. Когда у ребёнка навык уже сформирован, он может самостоятельно, без присутствия родителей сесть и прочитать параграф и выполнить упражнение.

4-й этап. Обусловленность. Навык необходимо запустить, чтобы он работал. Для этого есть определенный сигнал. Например, когда в школе преподаватель говорит: «Достаем двойные листочки», ребёнок знает, что делать в этой ситуации, если уже хорошо знаком с манерой ведения урока этого преподавателя. То же происходит и при самостоятельных занятиях. Когда требуется сделать практическое упражнение, ребёнок уже знает, что нужно достать соответствующий учебник, прочитать параграф перед этим упражнением, просмотреть классную работу и напомнить себе алгоритм выполнения подобных задач, а затем уже приступить к выполнению задания.

5-й этап. Репродуктивность. Зная алгоритм действий и отработав его до автоматизма, ребёнок уже может добавлять свою долю креативности в выполнение задачи. На этом этапе можно с уверенностью сказать, что навык обучения закреплен.

Взращиваем внутреннюю мотивацию к обучению

Любые наказания или поощрения ничто по сравнению с внутренней мотивацией, которую можно выработать у ребенка. Какими же способами повысить ее уровень и научить школьника учиться?

  1. Задайте вопрос, что учеба даст ребенку, какие привилегии дарует тот или иной навык.
  2. Показать школьнику, что большой объем заданий можно поделить на маленькие порции, после выполнения которых ученика ждёт небольшое вознаграждение.
  3. Нахождение в контакте с ребенком является важным пунктом для устранения преград, лежащих на пути формирования мотивации.
  4. Нужно подобрать правильные фразы для подбадривания духа и закрепления внутреннего стимула учиться. Когда мозг ребенка слышит фразы «Получилось!», «Сделал!», он выделяет дофамин. Это гормон удовольствия, который продуцируется после выполнения сложной задачи. Ребенок будет желать снова и снова испытать этот сладкий вкус победы, принимаясь за учебу.
  5. Настраивать ученика не только на достижение конечного результата, но и получение удовольствия от всего процесса освоения новых знаний.

Выполнение этих 5 условий гарантированно принесет свои плоды: повысит самооценку и научит ребенка учиться с радостью и самостоятельно.

Соблюдение режима

Как приучить ребенка учиться самостоятельно? Навыки для организации дел должны вырабатываться у человека с ранних лет. Ребенок должен усвоить, что после возвращения со школы его ожидает досуг на протяжении нескольких часов. Однако после этого обязательно нужно приступить к выполнению домашнего задания. Если ребенок посещает спортивный кружок, ходит на рисование либо в музыкальную школу, сесть за уроки можно позже. Как бы там ни было, не стоит откладывать постижение полезного материала в домашних условиях на момент перед самым отходом ко сну.

Адаптация малыша к подобному режиму может занять год и более. На протяжении этого времени родителям стоит поддерживать соответствующий контроль и стараться не пускать все на самотек.

Уже в младших классах ребенку важно понять, как рационально использовать свое время. Впрочем, родителям рекомендуется в нужные моменты отзываться на прошения о помощи

Но делать это следует лишь в тех ситуациях, когда малыш действительно не в состоянии самостоятельно справиться с учебными задачами.

Самообразование в ВУЗе

При этом нельзя сказать, что студенты стали менее умными, но, во-первых, их абсолютно ничего не интересует, а, во-вторых, (и это, наверное, является одной из причин незаинтересованности) они настолько привыкли к рафинированной вполне готовой к потреблению информации, совершенно не умеют докапываться до этой информации самостоятельно.

Конечно, частично причина этого явления лежит в общем обесценивании образования, которое наблюдается в нашем обществе. Ведь, прежде всего ценится наличие диплома, а не реальных знаний.

Еще одной причиной также является несовершенство нашей системы образования и постоянные реформы, только разрушают достижения советской школы, при этом не предлагая ничего качественно нового и главное эффективно работающего. Но это глобальные причины, повлиять на которые в масштабах семьи очень трудно.

Зачем постигать навыки самостоятельного обучения?

Время не стоит на месте. С развитием социума меняются условия существования человека. Навыки, которые помогали человеку в прошлом, по прохождении нескольких десятилетий могут перестать помогать добиваться желаемых результатов. Многие специалисты в одной из областей замечают, что их знания постепенно обращаются в прах. Таким людям иногда приходится переучиваться просто на ходу.

Постижение навыков самоорганизации дает возможность экономить время, собственные силы и оперировать глубокими познаниями. Результатом становится готовность к самым различным жизненным ситуациям, возможность выбора новых профессий, расширения круга общения, приобретения интересных хобби.

Почему важно увлечь ребёнка занятиями

Как заинтересовать ребёнка учёбой — вопрос, который наверняка задавал себе каждый родитель. Прокрастинировать и лениться время от времени свойственно всем, и нестрашно, если это единичные случаи. Но что делать, если ребёнок совсем безразличен к школьной программе, не хочет учиться и старается ускользнуть от «домашки» под любым предлогом? Как заинтересовать детей занятиями?

Жёсткий контроль и «зубрёжка» из-под палки — не выход. Рано или поздно ребёнок начнёт списывать, а отношения в семье могут испортиться. Никто не любит, когда его постоянно заставляют. Более того, такой подход может навсегда вызвать отвращение к образованию. Этого нельзя допустить, ведь мир в XXI веке стремительно меняется, и чтобы угнаться за ним, необходимо постоянно развиваться. 

Надёжный способ заинтересовать ребёнка учиться — создать мотивацию. Она может быть внешней и внутренней, а также положительной и отрицательной. Рассмотрим эти виды подробнее.

Эффективная методика обучения

Общая логика позволяет легче запомнить отдельный блок, а также встроить его в общую картину того, что вы изучаете. Таким образом, вы можете из одного блока, при необходимости, восстановить следующий блок или даже всю информацию в целом.

В этой технике обучения для успешного создания таких блоков информации следует придерживаться следующей последовательности действий.

Во-первых, нужно сосредоточиться и постараться понять основную идею. На этом этапе очень полезно пользоваться такими методами как сравнение, аналогия и метафора, мысленно заменяя сложные  процессы простыми и знакомыми.

Во-вторых, следует определить области применения данной информации. Этот этап достаточно важный, так как любая информация теряет свою значимость без фактического применения.

И, в-третьих, использовать полученную информацию на практике. Только практика, способность самостоятельно выполнить определенную задачу от начала до конца, способна трансформировать любую информацию в твое истинное знание.

Золотое правило учебного процесса

Мы должны понимать, что обучение чему-то сложному может занять много времени, так как строительство прочных фрагментов, доступных для использования в любое время суток, требует передачи информации из краткосрочной памяти в долгосрочную.

запастись терпением и не злиться

Знания — это новые деньги

Мы расходуем свою жизнь на накопление, трату, страстное желание и заботу о деньгах — на самом деле, когда мы говорим, что «у нас нет времени», чтобы узнать что-то новое, обычно это связано с тем, что мы лихорадочно посвящаем все свое время зарабатыванию денег. Но нечто новое, что меняет взаимоотношения между деньгами и знаниями, происходит прямо сейчас.

В будущем демонетизация лишь ускорится. Автоматизированные автопарки устранят одну из наших крупнейших покупок, автомобиль. Виртуальная реальность сделает дорогостоящие события мгновенно доступными — при гораздо меньших затратах. Хотя расходы на образование и здравоохранение возросли, инновации в этих областях, вероятно, также со временем приведут к демонетизации. Возникающие учебные заведения находят способы значительно снизить расходы, предлагая свои услуги исключительно в режиме онлайн, концентрируясь только на обучении востребованным и высокооплачиваемым навыкам или предлагая работодателям, которые набирают студентов, субсидировать стоимость обучения. Наконец, новые устройства и технологии, такие как CRISPR (технология редактирования генома. — Прим. T&P), улучшение диагностики при помощи искусственного интеллекта и снижение стоимости секвенирования генома, произведут революцию в системе здравоохранения.

Те, кто стоит на нижней ступени экономической лестницы, ощущают более сильное негативное воздействие и получают меньшие компенсации, тогда как люди наверху имеют массу возможностей и зарабатывают больше, чем когда-либо прежде.

Знания помогут вам достичь ваших целей быстрее и лучше. Приобретать их увлекательно. Знания заставляют ваш мозг работать эффективнее. Они расширяют ваш словарный запас, делая вас лучшим коммуникатором. Знания помогут вам мыслить масштабно и за рамками ваших обстоятельств. Они связывают вас с сообществами людей, о существовании которых вы даже не подозревали. Знания дают вашей жизни перспективу, по сути, помогая вам прожить множество жизней через опыт и мудрость других людей.

Самостоятельное изучение иностранного языка

Отдельно хотелось бы рассмотреть, как выучить английский язык самостоятельно

Вначале важно постичь основные глаголы, к которым относятся такие понятия, как: «быть», «иметь», «желать», «давать», «брать», «идти». Освоив сочетание этих и других подобных слов с распространенными местоимениями, можно сформировать своеобразную базу

Такой подход позволит строить простые осознанные фразы.

В последующем рекомендуется расширять словарный запас, уделять внимание регулярному чтению и написанию англоязычного текста, концентрироваться на правильном произношении во время прослушивания соответствующих аудиозаписей. Обычно человек, который прибегает к самостоятельному изучению иностранного языка, испытывает наибольшие сложности с преодолением речевого барьера

Чтобы действительно заговорить на английском, нужно отыскать хорошего собеседника. В поиске последнего предпочтение лучше отдавать профессиональному репетитору, который будет указывать на ошибки и заставит практиковаться

Обычно человек, который прибегает к самостоятельному изучению иностранного языка, испытывает наибольшие сложности с преодолением речевого барьера. Чтобы действительно заговорить на английском, нужно отыскать хорошего собеседника. В поиске последнего предпочтение лучше отдавать профессиональному репетитору, который будет указывать на ошибки и заставит практиковаться.

Индиго дети и одаренные дети

Сейчас все чаще и чаще можно услышать о детях индиго. Действительно, мир стремительно меняется и трех-четырехлетние дети-индиго легко справляются с современным бытовыми или развлекательными устройствами. Они не только свободно включают телевизор или компьютер, но и так же легко и непринужденно выбирают любимый канал, мультфильм или игру. Казалось бы детки действительно поумнели, но как объяснить ту странную закономерность, которую я наблюдаю все шесть лет моего преподавания. А закономерность эта неутешительная: уровень подготовки студентов ослабевает с каждым годом, а между моим выпуском и выпуском нынешним вообще лежит непреодолимая пропасть. Как сказал мой коллега молодой (36 лет !!!) профессор, доктор наук, о желающих поступить в аспирантуру этого года: «Они порвут нашу науку», — и эта фраза имела далеко не переносной (положительный) характер.

Как стать программистом?

Обучение программированию в вузе 

Самый очевидный способ стать программистом – поступить на соответствующий профиль в вуз. Жизнь большинства специалистов уже невозможна без it-технологий. Обращаться с кодом в какой-то мере учат и математиков, и химиков, и биологов. Но чтобы не мучиться на неинтересных для вас предметах и изучать только профильные дисциплины, выберите одно из следующих направлений: 

  • 02.03.01 Математика и компьютерные науки; 
  • 09.03.02 Информационные системы и технологии; 
  • 09.03.03 Прикладная информатика; 
  • 09.03.04 Программная инженерия; 
  • 10.03.01 Информационная безопасность; 
  • 38.03.05 Бизнес-информатика. 

Каждый вариант имеет свои особенности. С одной кафедры выпускаются учёные, с другой — управленцы, а с третьей — самые настоящие анти-хакеры! Чтобы подробнее в этом разобраться, посмотрите нашу инфографику. Будущим it-специалистам лучше выбирать технические университеты. Эти профили есть в МИРЭА, МИФИ и других. 

Обучение на программиста в колледже 

Необязательно ждать выпускного, чтобы посвятить себя любимому занятию. Обучение на программиста можно начать после 9 класса, надо только правильно выбрать колледж. Подходящих специальностей тут не так много:

  • 09.02.03 Программирование в компьютерных системах;  
  • 09.02.05 Прикладная информатика;  
  • 09.02.07 Информационные системы и программирование. 

Всего в стране 71 учреждение среднего профессионального образования с нужными нам направлениями подготовки. Эти профили вы найдете в Санкт-Петербургском колледже информационных технологий, Петровском колледже, Новосибирском колледже электроники и вычислительной техники, в Уральском технологическом колледже “МИФИ” и в многих других. 

Курсы дополнительного образования 

Учить программированию в России начали не так давно, потому найти качественный профессиональный курс — целое приключение. К тому же далеко не все варианты бесплатные

Чтобы не потратить деньги зря, обратите внимание на отзывы, на преподавателей, программу и перспективу трудоустройства. 

Онлайн-платформы 

Изучать приглянувшийся язык программирования можно самостоятельно в удобном темпе на одном из обучающих ресурсов. Например, на INTUIT легко подобрать курс по java-программированию. После успешного прохождения итогового тестирования система выдаст бесплатный сертификат. 

Онлайн-школы 

Если идея самостоятельного изучения вам не по душе, то приглядитесь к онлайн-школам. Существенный плюс — чаще всего тут курсы ведут практикующие программисты, которые не только поделятся общими знаниями, но и расскажут о реальных интересных кейсах. В конце обучения дают диплом и обещают помочь с трудоустройством. Обучение «официальное», даже налоговый вычет можно получить. Но и стоит довольно много. Годовой курс обойдется в 150 тысяч рублей. Здесь уже как посмотришь: это большой расход или умная инвестиция в себя. 

Очные курсы 

Для желающих видеть преподавателя не через экран монитора, а вживую, есть очные курсы. Например, MAXIMUM ведет занятия по изучению it-сферы для школьников Digital Skills. Программирование там тоже есть, а на ознакомительное занятие можно прийти бесплатно.     

Как научиться учиться: совершайте ошибки только там, где это можно

К ошибкам мнения существуют разные. Одни считают, что их можно и нужно совершать, другие считают, что надо стараться делать все безошибочно. Если мы говорим о том, как научиться учиться, то должны оговорить и то, как совершать ошибки.

Я расскажу свою позицию, основанную не только на моём мнении, но и на знаниях, полученных от серьёзных исследователей. Итак, существует диаметрально противоположные отношения с ошибками для двух типов действий: навыковые действия и действия, связанные с рассуждениями и принятием решений.

Два типа действий

Навыковые действия — это все то, что нужно нам для облегчения жизни. Все то, что мы пытаемся освоить и делать на автомате: быстро читать, быстро печатать, водить автомобиль, танцевать, петь, рисовать, составлять планы, работать в программах, класть кирпичи, копать грядки, активно и эмпатично слушать, красиво выступать на публике. Суть таких навыков — научиться что-то делать, физически, ментально, эмоционально.

Второй тип действий — это действия размышлений и принятия решений. Здесь мы не делаем, а анализируем и решаем, что нам нужно сделать. Например, как бизнес начать, какого сотрудника нанять, куда поехать летом, садить ли свой огород, покупать ли автомобиль, отдохнуть или ещё поработать, какой инструмент выбрать для работы, какой метод нужен для решения задачи.

У первой категории действий совершение ошибок на стадии обучения может быть губительно для формирования навыка. Именно при обучении навыкам наш мозг записывает паттерны себе в нейронные сети. Если мы зафиксируем неверные паттерны, нам очень трудно будет их изменить.

Певцы говорят, что при смене школы или учителя вокала бывает очень трудно перестроиться. Они научились петь одним образом, а другая вокальная школа предполагает иное пение.

Тяжело переучивать неверно поставленную руку при письме, рисовании. Тяжело переучиться с неэкологичных способов скорочтения на верные способы. Трудно перестроиться на грамотные способы запоминания, если Вы раньше просто зубрили. Прочно закрепившиеся образцы навыков сложно поддаются переделке.

Если говорить о принятии решений, то здесь все наоборот. Ошибаться можно и даже полезно. Ошибки в этих действиях нарабатывают опыт принятия верного решения, ослабляет страх перед ошибками и, собственно, позволяют научиться учиться. Помогают понять неверную логику своих решений, найти области развития. Мы учимся на ошибках именно в таких действиях и таких случаях.

В принятии решений можете смело допускать ошибки, это пойдет только на пользу.

Как заинтересовать ребёнка учёбой: советы психологов

Совет 1. Создавайте настрой на учёбу 

Если у вас есть какое-то хобби — допустим, игра на фортепиано, — вы вряд ли садитесь за него, когда голодны, устали, пребываете в плохом настроении или когда болит голова. Так же и с учёбой. 

Ребёнок должен садиться за уроки спокойным, отдохнувшим и сытым. Вы можете привлечь его к занятиям, помочь ему настроиться на учёбу, сделав вместе с ним идеальное рабочее место: с органайзером, стикерами, с удобным стулом и подходящим освещением. Помогает настроиться и просматривание конспектов по предыдущим занятиям перед подготовкой домашних заданий.

Совет 2. Поддерживайте увлечения ребёнка

Поощряйте всё положительное, что попадает в радар интересов подростка. Если ему нравятся астрономия и звёзды, сводите его на лекцию в планетарий, купите карту звёздного неба и красочную энциклопедию. Есть интерес к чтению — посетите литературные места, например, Пушкинские горы и Ясную поляну, побывайте на открытых поэтических вечерах. Старайтесь участвовать во всех активностях по интересующей ребёнка теме, а после обязательно делитесь впечатлениями друг с другом. 

Совет 3. Вдохновляйтесь примерами великих людей

Как уже было сказано выше, люди, которые добились успеха в жизни, — это ходячие вулканы внутренней мотивации. Поколение центениалов любит истории успеха бизнесменов, предпринимателей, технологических инноваторов. Почитайте вместе с ребёнком биографии Джека Ма, Илона Маска, Сергея Брина. Каждый из них — пример постоянного самообучения. Джек с детства проводил много часов, общаясь с иностранными туристами, чтобы выучить английский, Илон с нуля штудировал пособия по космонавтике, физике, ракетостроению и стал большим профессионалом. Их истории успеха наверняка помогут заинтересовать детей учиться.

Совет 4. Отвечайте на все вопросы

Не отмахивайтесь, какими бы наивными или бесполезными вам ни казались вопросы ребёнка. Рассказывая всё развёрнуто и с удовольствием, вы сформируете у него привычку быть любознательным, анализировать происходящее вокруг, мыслить критически, задавать вопросы себе и другим. И тогда не придётся заставлять ребенка учиться, он сам будет это делать с большим удовольствием. 

Совет 5. Формируйте правильное окружение

Зачастую именно отсутствие интереса к обучению у сверстников отбивает у подростка желание учиться. Привить любовь к образованию может помочь правильное окружение. Друзья по секциям и кружкам, одноклассники и наставники, старшие братья и сёстры, приятели с олимпиад и конкурсов — любой человек, которого уважает подросток, может преподать ему пример и заинтересовать в учёбе. 

Совет 6. Учитесь вместе с ребёнком

Покажите, что вам тоже интересно узнавать новое. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда», например, вы можете смотреть вебинары вместе с ребёнком, когда у вас есть свободная минутка. Подойдут также образовательные ролики и документальные фильмы на YouTube. 

Ещё один хороший способ совместного обучения — игры.  

Совет 7. Хвалите и правильно критикуйте

Грамотная обратная связь — один из действенных инструментов мотивации. Хвалите ребёнка за проявленный интерес к обучению, творческие решения и дисциплинарные успехи. Критика тоже нужна, но не в виде оценочных суждений («Ты подготовился плохо!») или эмоций («Я так и знала, что ты опять подведёшь меня»). Сядьте вместе с ребёнком и проанализируйте, что получилось, а что можно улучшить в следующий раз. 

Совет 8. Освободите ребёнка от лишнего

Знать всё и обо всём невозможно. Если подростку совсем неинтересна, допустим, химия, не стоит заставлять ребенка учиться, достигая идеальных результатов, — достаточно знать аттестационный минимум. Он окончит школу и забудет про валентность и химические формулы, а углублённый курс по любимому предмету может сыграть решающую роль при поступлении. Пусть лучше направит силы на те дисциплины, которые его действительно увлекают. В «Домашней школе Фоксфорда» существуют индивидуальные образовательные маршруты, в которых большее количество часов уделено нужным ученику дисциплинам. 

Почему не получается общаться

Чаще всего в основе неумения успешно общаться с другими людьми лежат проблемы из области психологии. Это могут быть:

  • застенчивость;
  • низкая самооценка;
  • страх “ляпнуть” какую-нибудь глупость;
  • боязнь высказать свое мнение;
  • проблемы с дикцией (шепелявость, заикание, картавость и др.).

Причины этих проблем нередко родом из детства, когда только формируются навыки коммуникации. Вот некоторые из факторов, которые могут привести к возникновению проблем с общением:

  1. Укоренившиеся комплексы.
  2. Серьезное эмоциональное потрясение.
  3. Долгий период одиночества в силу разных обстоятельств, и как итог – социальная деградация.
  4. Жесткое ограничение в общении со сверстниками (родители не выпускали ребенка из дома, не давали ему общаться с другими детьми).

Это все довольно серьезные причины, которые требуют тщательной и долгой работы с психологом. Проявляются они в том, что человек даже не может адекватно отреагировать на обращение к нему. Он замыкается, прячется, может убежать.

Если же человек может поддержать беседу, но не считает себя хорошим собеседником, то этот навык можно отработать. Существует масса различных тренингов по личному развитию. Они, конечно, способны вдохновить, но без регулярной практики теория не имеет смысла. Именно поэтому я подобрала для вас наиболее интересные и эффективные упражнения. Но прежде чем приступить к ним, давайте выучим основные правила успешного общения с людьми.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector