Основы менеджмента

О курсе

Курс посвящен созданию компетенций активного участника процесса менеджмента организации.
Профессия менеджера организации достаточно востребована на рынке труда, так как грамотный управленческий подход – залог успеха любой компании. Цель курса – формирование у слушателя компетенций современного менеджера. Он поможет в изучении менеджмента как науки и умению пользоваться искусством управления.
После прохождения курса слушатели научатся применению категорий и понятий научного менеджмента в процессах создания и развития организации, разработке стратегий и планов функционирования и развития организации. Они смогут принимать и исполнять управленческие решения, планировать процессы труда и производства, осуществлять формальное и неформальное лидерство и власть в организациях.
После освоения курса обучающиеся получат навыки для достижения поставленных целей и задач, для результативного управления людьми благодаря мотивации и стимулированию их активного участия в процессе управления организациями, как в качестве менеджера, так и исполнителя.
В онлайн-курсе применяются методы проблемного и контекстного обучения, обучения на основе опыта, кейс методы анализа практических ситуаций в менеджменте, методы ролевой имитации взаимодействия менеджера и исполнителей, информационные технологии.

Два в одном

С всего вышесказанного сделаем вывод, что следует рассматривать менеджмент как науку и искусство одновременно. Это неоспоримо. Он считается наукой, потому что обладает упорядоченным массивом информации, содержащим определенные, уже доказанные теории.

Однако менеджмент это еще и искусство. Да,наука многогранна. Но она не может заменить определенные личные навыки менеджеров, необходимые им в управлении. Наука предоставляет знание, искусство помогает в его применении.

Менеджер, который хочет быть успешным в своей профессии, должен получить знания о науке и искусстве их применения. Одно устанавливает правила, второе ищет способы его воплощения.

Следовательно, управление — это разумное сочетание науки наравне с искусством. И гармоничное, к тому же. Наука учит «знать», а искусство учит «делать».

Например, человек не может стать хорошим певцом, если у него нет знаний о разных жанрах, но он также применяет свои личные навыки в искусстве пения. Точно так же менеджеру недостаточно знать основополагающие теории — он должен также применять их при решении различных управленческих проблем.

Поэтому наука и искусство не являются взаимоисключающими понятиями. Они дополняют друг друга.

Одна из старых поговорок «Менеджерами рождаются» сегодня сменилась на «Менеджерами становятся». С этим сложно поспорить. Можно сказать, что как наука менеджмент — это корень, а искусство — это плод.

Об авторе

Я профессионально занимаюсь проектами с 2000-го года, в 2011-м получил степень РМР (Project Management Professional). За 17 лет я реализовал более 60 проектов и построил с нуля 6 проектных офисов.

Параллельно получил более 40 профессиональных сертификатов в области управления проектами, риск-менеджмента, экономики, маркетинга, продаж, закупок, логистики, стратегического и операционного менеджмента, управления персоналом, психологии. В 2012-м закончил программу МВА в РАНХиГС.

Начиная с 2006-го года, работал в компаниях различной направленности – в инжиниринговой компании прошёл путь от ГИПа до руководителя проектного отдела, а затем стал исполнительным директором. В роли руководителя IT проектов трудился в нефтегазовой отрасли.

Затем руководил проектным офисом в ритейле, выстраивал проектные офисы в производственных, строительных компаниях, в сферах культуры и здравоохранения, а также занимал должность директора цепочки поставок, директора по закупкам крупнейшей в России в своём сегменте производственной компании. В качестве партнёра развивал консалтинговый бизнес и бизнес в сфере услуг B2C.

Провёл несколько десятков тренингов и разработал ряд методик в области управления проектами, тайм-менеджмента и повышения личной эффективности, риск-менеджмента, автоматизации отчётности и оптимизации бизнес-процессов.

91 Понятие и значение функций менеджмента

. Процесс управления — это совокупность непрерывных, последовательно выполняемых, взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов организации для достижения ею своих целей. Эти действия важны для успеха организации н называются функциями менеджмента. Таким образом, процесс управления является общей суммой всех функций .

Слово функция (от латинского funcitio — исполнение, осуществление) означает обязанность, круг или вид деятельности, назначение, роль

. Функции менеджмента — это относительно обособленные направления управленческой деятельности, позволяющие осуществлять определенное влияние на управленческий объект в целях достижения поставленной задачи

Функции менеджмента предприятием, объединением вытекают из содержания производственного процесса, определяются объектом и составом виришуемих задач. Они определяют специфику управленческого труда, тесно связаны с с другими категориями науки управления: структурой, методами, техникой, кадрами управления, информации и управленческими решениеми.

Функции должны иметь четко определенный смысл, проработанный механизм осуществления и определенную структуру, в рамках которой завершается ее организационное обособление. Под содержанием понимают действия, которые должны зд дийснюватися в рамках конкретной функцииї.

Содержание действий и функций, осуществляемых в процессе управления зависит от типа организации (административная, общественная), размеров и сферы ее деятельности (производство, образование, торговля, бытовые услуги), ров вня руководства в управленческой иерархии (высший, средний или ниже), роли его внутри организации (производство, маркетинг, финансы, кадры) и целого ряда других факторе.

По изменениями размера и типа производства функции управления остаются теми же, изменяется только объем работ по их выполнению. Так, независимо от размера предприятия на каждом из них выполняется функция п планирования. На крупном предприятии для ее выполнения может быть создан плановый отдел, на небольшом эту функцию может выполнять один экономист, а в малых организациях эти обязанности возлагаются на одного из специалистов по совместительству. По мере продвижения вверх от одного управленческого уровня к другому объем работ по функции увеличивается, в связи с чем возрастает и численность работников, которые ее выполняют. Таким образом создается единая система органов по выполнению каждой функции менеджментенту.

При углублении разделения труда менеджмент как единственная функция дифференцируется, происходит выделение и обособление специфических видов управленческой деятельности. Функцию выполняет определенное количество труда ивникив, каждый из которых в процессе ежедневной работы осуществляет отдельные виды работ. Правильное выделение функций позволяет близкие и похожие по характеру работы объединять в одно звено управления. Это упрощает стр уктуру и облегчает координацию деятельности функциональных подразделений аппарата управления предприятия, объединенияння.

На основе состава и объема работ по функциям определяют рациональную построение аппарата управления (отделов, служб, секторов) и численность специалистов по каждой функции, разрабатывают документы организац ции регламентирования (положения о службах, должностные инструкции и др.). Функциональное разделение процессов управления, их классификация имеют решающее значение, поскольку определяют цели задачи и нап рямкы деятельности всего аппарата управленияня.

НОВЫЕ учебники по менеджменту с 2013 года

  • Аналитика как новое конкурентное преимущество. 2014 – 48 с.
  • Асаул А.Н. Теория и практика разработки и реализации управленческих решений в предпринимательстве. 2014 – 304 с.

  • Базавлуцкая Л.М. Методика преподавания менеджмента. 2019 – 101 с.

  • Баймишева Т.А. Организация производства. 2018 – 207 с.

  • Белкин М.В. Организация и планирование производства. 2015 – 69 с.

  • Белкин М.В. Организация производства. 2014 – 128 с.
  • Береговенко А. Как сдать экзамен PMP (Project Management Professional). 2018 624 с.
  • Бирман Л.А. Общий менеджмент. 2013 – 232 с.
  • Васильев В. Управляй легко. 23 шага к созданию команды в российских реалиях. 2020. 114 с.
  • Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. 2014 – 576 с.
  • Гашкова Л.В., Морозова О.Ю. Основы маркетинга и менеджмента: практикум. 2015 – 107 с.

  • Глазов М.М. Менеджмент: учебное пособие. 2013. 420 с.
  • Грамм Л. Алгоритм управления проектами в недвижимости. 2018 – 62 с.
  • Гришаев С.П. Эволюция правового регулирования института банкротства. 2014 – 38 с.

  • Дармилова Ж.Д. Инновационный менеджмент. 2013 – 168 с.
  • Дафт Р. Управленческие решения. – 0,1 МбайтДорофеева Л.И. Основы теории управления. 2015 – 433 с.
  • Драчева Е.Л. Менеджмент. 2016 – 304 с.

  • Драчева Е.Л. Менеджмент: практикум. 2016 – 304 с.

  • Жигун Л.А. Теория менеджмента: теория организации. 2014 – 320 с.

  • Залозная Д. Менеджмент: практикум. 2015 – 121 с.

  • Иваненко А.Ф. Анализ хозяйственной деятельности на железнодорожном транспорте. 2014 – 596 с.

  • Иваненко А.Ф. Анализ хозяйственной деятельности организации. 2016 – 52 с.

  • Иванилова С.В. Управление инновационными проектами. 2018 – 188 с.
  • Карелина С.А. Институт несостоятельности (банкротства) в таблицах и схемах. 2017 – 33 с.

  • Катаев А.В. Управление проектами на базе динамической сети партнеров. 2017 – 125 с.

  • Крышкин О. Настольная книга по внутреннему аудиту. 2017 – 477 с.

  • Кузнецов Ю.В., Мелякова Е.В. Теория организации. 2015 – 365 с.

  • Ларионова И.В. (ред.) Риск-менеджмент в коммерческом банке. 2014 – 456 с.

  • Мардас А.Н. Основы менеджмента. Практический курс. 2019 176 с.
  • Маринович В. Бизнес х 2. Стратегия удвоения прибыли. 2019 – 77 с.

  • Минько Э.В., Минько А.Э. Менеджмент качества. 2013 – 272 с.

  • Михненко П.А. Теория менеджмента. 2014 – 369 с.
  • Нестеров Ф.В. Fast Менеджмент. Управлять — это просто, если знаешь как. 2019 20 – 234 с.

  • Рой О. Основы государственного и муниципального управления. 2013 – 400 с.

  • Сироткин С.А. Менеджмент промышленного бизнеса. 2017 – 160 с.

  • Современные технологии логистики производства. 2013 – 76 с.

  • Сорокина А.В. Корпоративная социальная ответственность. 2015 – 136 с.

  • Сидоров М.Н. Стратегический менеджмент. 2019 – 159 с.

  • Управление инновациями. 2019 – 85 с.

  • Фомин А. Цеховая и бесцеховая структуры управления производством. 2013 – 116 с.

  • Фомичев А.Н. Исследование систем управления. 2013 – 348 с.
  • Хигни Дж. Основы проектного менеджмента. 2016 – 150 с.

  • Элебаев Н.Б. (ред.) Корпоративное управление. 2014 – 209 с.

Использование науки для принятия решения

Для понятия науки менеджмента следует знать, что любая дисциплина получает информацию про определенный объект посредством систематической модели наблюдения, изучения, практики, экспериментов и исследований.

Процесс управления также следует этой схеме. Сбор данных и фактов, принятие решения на основе их анализа – основные функции менеджмента.

Процесс управления следует системному методу для поиска возможного решения проблемы. Лежащая в основе менеджмента наука — это, как и следовало ожидать, не физические сферы (химия или биология). Она не является точной. Но включение человеческого фактора относит менеджмент не только в разряд сложных, но и спорных наук, ведь поведение человека непредсказуемо.

Однако, изучение научных основ менеджмента определенно позволяет улучшить практические навыки. Менеджеры, не имеющие теоретической базы, полагаются только на свою интуицию или удачу в принятии решений. Они действуют на свой страх и риск, что недопустимо.

Научный журнал

Одним из лучших и успешных журналов о менеджменте, с научной точки зрения, считается «Management Science» (дословный перевод — «управленческая наука»). Это ежемесячное издание, главный редактор которого — Давид Симчи-Леви, профессор Массачусетского технологического института.

«Management Science» — научный журнал, который публикует различные исследования в менеджменте. В них затронуты различные аспекты управления, связанные со стратегией, предпринимательством, инновациями, технологиями и всеми функциональными областями (бухгалтерский учет, финансы, маркетинг, операции).

Статьи основаны как на основополагающих дисциплинах математики и статистики прочих, так и на междисциплинарных изысканиях. Материал ценен тем, что исследования подаются с описательной и нормативной точек зрения, с теоретическими и лабораторными выкладками.

Задачи менеджера

Задачи менеджера – это то, на что направлена его основная деятельность. К основным задачам менеджера можно отнести:

  1. Определение перспективных и текущих целей и задач, планирование.
  2. Распределение функций, заданий, установление норм, инструктаж подчиненных, создание необходимых условий, мотивация.
  3. Установление и поддержание коммуникационной связи между подчиненными, между собой и подчиненными.
  4. Контроль, оценка и анализ деятельности группы в целом и каждого подчиненного в отдельности.
  5. Изучение подчиненного персонала, повышение его профессионального уровня.
  6. Проведение собраний совещаний.
  7. Деловое общение, беседы и переговоры с менеджерами организации, заказчиками, поставщиками.
  8. Работа с документами.
  9. Самоменеджмент: установление личных ценностей, планирование, развитие коммуникативных способностей, анализ личных результатов.

Глоссарий

Ключевые показатели эффективности (англ. Key Performance Indicators, KPI) – показатели деятельности подразделения (предприятия), которые помогают организации в достижении стратегических и тактических (операционных) целей.

ТМ – тайм-менеджмент.

ИСР – иерархическая структура работ (термин обычно используется в управлении проектами).

SMART – мнемоническая аббревиатура, используемая в менеджменте и проектном управлении для определения целей и постановки задач. Считается, что для наибольшей эффективности, цели должны соответствовать следующим параметрам: Specific (Конкретный), Measurable (Измеримый), Achievable (Достижимый), Relevant (Актуальный), Time-bound (Ограниченный во времени).

Дедлайн – крайний срок (дата и/или время), к которому должна быть выполнена задача.

Принцип Парето – эмпирическое правило, названное в честь экономиста и социолога Вильфредо Парето, в наиболее общем виде формулируется как «20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий – лишь 20% результата».

Природа менеджмента

Все сферы жизни требуют управления. Без надлежащего управления наша жизнь оказалась бы в полном беспорядке. Некоторые основные примеры менеджмента: управление эмоциями, управление временем, управление бюджетом, управление организацией, управление ресурсами и т. д. И этот список бесконечен. В общем, менеджмент всеобъемлющ, вездесущ и распространен во всех сферах жизнедеятельности. Отсутствие управления приведет к неорганизованной и хаотичной ситуации. Управление вездесущее и непрерывное по своей природе, т. е. управление является обязательным условием в каждой области и не является повседневной работой, но является непрерывным процессом, от которого зависит весь мир.

Цель управления довольно очевидна. Это процедуры/процессы/качества, применяемые в процессе работы (как для команды, так и для отдельного человека), чтобы успешно выполнить задачу и, следовательно, достичь требуемой цели.

Требования

Курс «Основы менеджмента» относится к циклу профессиональных дисциплин, является логическим продолжением дисциплин, в процессе изучения которых формируются основы экономических и правовых знаний о деятельности организаций. Поэтому, прежде чем приступить к изучению курса «Основы менеджмента», необходимо овладеть основами экономических и правовых знаний, иметь общее представление о деятельности организации и совокупности факторов, оказывающих влияние на функционирование и развитие организаций.
Для прохождения курса дополнительного программного обеспечения не требуется.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector