Основные этапы развития менеджмента

Менеджмент: понятие и сущность

Для того чтобы эффективно управлять организацией, важно досконально изучить теоретическую сторону вопроса. Особенно это касается такой сферы деятельности, как менеджмент

Понятие и сущность данного понятия могут быть выражены в таких терминах, как руководство, администрирование, распоряжение, управление и прочие синонимы. Кроме того, это отдельная дисциплина, которую изучают в учебных заведениях.

Стоит отметить, что для того, чтобы стать эффективным руководителем, важно знать, на каких постулатах основывается менеджмент. Понятие и сущность этого явления базируются на таких основных моментах:

  • лояльное отношение к подчиненным, что создает в коллективе здоровую атмосферу;
  • чувство личной ответственности менеджера за результаты работы организации;
  • налаженные коммуникации как по вертикали, так и между равноправными подразделениями;
  • поощрение инициативы среди рабочих, что помогает раскрытию их способностей, а также поиску новых идей;
  • приобщение всех сотрудников к деятельности с целью создания ощущения общей цели;
  • непрерывный мониторинг внешней среды с целью своевременного реагирования на изменения;
  • в работе с подчиненными должна быть разработана политика, направленная на их удовлетворение;
  • непосредственное участие руководителя во всех производственных процессах;
  • соблюдение делового этикета как внутри организации, так и в работе с контрагентами;
  • чистоплотность в ведении дел;
  • знание фундаментальных принципов и правил менеджмента, а также использование их в работе;
  • непрерывное самообразование и личностный рост.

Таким образом, можно сказать, что понятие и сущность менеджмента заключаются в непрерывном планировании, мотивировании, организации деятельности, а также контроле над оной на каждом из этапов.

Функции менеджмента

Организационные структуры системы менеджмента существуют не в качестве красивых названий, а имеют ряд функций. Благодаря им, определяется устойчивый состав видов управленческой работы, имеющих свои особенности. Как правило, они характеризуются однородностью действий, целей, объектов. Также функции имеют общие задачи и направления управленческой деятельности, они меньше всего зависят от специфики предприятия.

Разграничение функций позволяет выделить основные задачи и виды управленческой деятельности, а также регламентировать и процедуры и правила их претворения в жизнь.

Виды структуры менеджмента мы рассмотрели и рассказали о системном подходе, но все-таки тема до конца не раскрыта. Не хватает пояснений на тему функций системного подхода. Итак, функции делятся:

  1. Общие. Сюда относится планирование, формирование целей, контроль и организация поставленных задач.
  2. Социально-психологические. Речь идет о мотивации и делегировании. Функция прямо связана с психологической обстановкой и характером производственных отношений.
  3. Технологические. Коммуникации и решения являются составляющими этой функции.

Все эти функции неразрывно связаны между собой и дополняют друг друга. Другими словами, нельзя выполнить одну функцию и не задействовать другую.

Но это не значит, что рабочее поле, которое считается менеджментом организации, нельзя разделить на отдельные функции, сосредоточенные на основных группах. Мы говорим о следующих группах:

  1. Общее управление. Сюда относится установление политики управления и нормативных требований, мотивация, организация работы, контроль, координация и, конечно же, ответственность.
  2. Определенные сферы управления. Ярким примером является производство, маркетинг, кадры, основные фонды и финансы.
  3. Управление структурой предприятия. Речь идет о предмете деятельности, создании, правовых формах, организации, ликвидации и реконструкции предприятия.

Субъект и объект менеджмента: теоретический аспект

Менеджмент субъектами и объектами является важным условием существования системы сотрудничества в организации. Субъекты и объекты менеджмента образуют связи и отношения, которые формируют единый элемент. На основе законов существования субъект-объектных отношений в организации устанавливаются и основные принципы менеджмента. В научной теории существует огромное количество интерпретаций понятия «менеджмент», но все они содержат важный элемент — управление. Управление может быть представлено в упрощенной форме системы, которая в свою очередь включает в себя две подсистемы. Одной из которых является субъект, а второй — объект. Таким образом, субъектом менеджмента выступает то лицо, которое непосредственно осуществляет управленческие действия, а под объектом понимается все то, что подлежит управлению (кем или чем управляют).

Управление объектами в менеджменте — эта подсистема, в которой объект получает команды от управляющей организации и действует в соответствии с ними. Между субъектом и объектом существует определенное взаимодействие, которое и является предпосылкой для сотрудничества. Для обеспечения эффективного взаимодействия между субъектом и объектом менеджмента, оно должно строиться на основании следующих факторов:

  • связь и коммуникация;
  • мотивация и стимулирование.

Что такое финансовый менеджмент

Понятие и сущность финансового менеджмента заключаются в совокупности специфических приемов по обеспечению максимального уровня прибыли, а также минимизации риска наступления банкротства. Эта категория включает планирование финансовых показателей, а также регулярную оценку экономического состояния предприятия с целью своевременного реагирования на отклонения. Сюда также входит управление ликвидностью и построение взаимоотношений с разного рода финансовыми институтами.

Главная задача финансового менеджмента — это обеспечение регулярного и бесперебойного поступления финансовых средств для нормального функционирования организации. Если же говорить о долгосрочной перспективе, то должна быть обеспечена не просто выживаемость предприятия, но также и достижение максимально возможных показателей прибыли.

С чего все началось

Вам будет интересно:Учетная политика предприятия – это… Определение, принципы, методы и процедуры

Прежде чем разбирать структуру менеджмента, было бы неплохо дать определение структуре управления.

На сегодняшний день теория менеджмента выделяет два типа управления предприятиями и организациями: органический и бюрократический. Каждый из них имеет различные основания и характерные черты, которые позволяют выделить сферы использования и перспективы развития.

Если верить историкам, то первым сформировался бюрократический тип. Автором концепции стал немецкий социолог Макс Вебер, он разработал теорию в начале ХХ века. В чем же заключается ее суть? Вебер разработал нормативную модель рациональной бюрократии, которая кардинально поменяла системы отчетности, коммуникации, структуру работы, оплату труда и отношения на предприятии. Социолог назвал основой модели организованную организацию, которая предъявляет серьезные требования как к людям, так и к структурам. Можно выделить ключевые положения этой модели структуры менеджмента:

Разделение труда, на каждой должности должен быть только квалифицированный специалист.
Иерархичность управления. В этом случае нижний уровень подчиняется верхнему.
Нормы и формальные правила, которые обеспечивают одинаковое выполнение менеджерами своих обязанностей и задач.
Дух формальной озабоченности. Присущ официальным лицам во время выполнения своих обязанностей.
Наем на работу только если кандидат соответствует квалификационным требованиям, а не личным предпочтениям руководителя.

Вам будет интересно:Разделение и кооперация труда: значение, виды, сущность

В бюрократической структуре менеджмента можно выделить несколько основных понятий — ответственность, рациональность, иерархичность. Социолог считал, что нельзя смещать человека и должность, потому как содержание и состав управленческой деятельности должен определяться по потребностям организации, а не ее работников. Конкретно сформулированные предписания не позволяют сотрудникам креативно подходить к выполнению задания или проявить субъективизм. Это, пожалуй, и есть отличие современной структуры организации менеджмента от исторически сложившейся общинной. Разница еще и в том, что общинная структура делала упор на мастерство и партнерство.

Бюрократическая структура управления за годы существования уже не раз доказала свою эффективность особенно в очень крупных организациях. Ведь именно там нуждаются в слаженной работе, чтобы двигаться к одной цели.

Что же такого необычного в организационной структуре организации менеджмента? Ее суть заключается в том, чтобы разделить труд по управлению производством. В этом случае каждая должность и подразделение создается для того, чтобы выполнять определенные работы или набор функций. Для того чтобы качественно выполнять функции, должностным лицам вменяются некоторые права на распоряжение ресурсами. Эти же люди отвечают за выполнение тех функций, которые за ними закрепили.

Цели и задачи менеджмента

В рамках темы «Понятие, сущность, цели менеджмента» стоит подробнее остановиться на последних. Они определяют конкретное состояние, которое должно быть достигнуто по результатам деятельности. Если говорить об общих целях менеджмента, то они заключаются в планировании определенных показателей, а также их достижении. Также сюда можно включить непрерывное управление производством и мотивирование персонала.

Одной из основных задач менеджмента является обеспечение выживания организации. Суть заключается в том, что даже в критические моменты предприятие должно оставаться на плаву, обеспечивая хотя бы минимальный уровень прибыли и сохраняя свое место на рынке. В том случае, когда данная цель достигнута, стоит переходить на новый уровень, который подразумевает движение к максимальным экономическим показателям.

Поскольку экономическая среда характеризуется нестабильностью, то одной из важных задач менеджмента можно считать избежание рисков

При этом важно не только реагировать на колебания внешней и внутренней среды, но также и уметь их предвидеть с целью выработки профилактических мер

Говоря о таких категориях, как понятия, сущность и задачи менеджмента, можно выделить следующие пункты:

  • формирование производственной программы в соответствии с потребностями потенциальных клиентов (для этого проводятся соответствующие исследования;
  • поиск квалифицированных специалистов, которые должны занять как управленческие, так и рабочие должности;
  • разработка системы мотивации, которая включает улучшение условий труда и финансовые стимулы, что будет способствовать заинтересованности персонала в достижении целей организации;
  • определение стратегического направления, в соответствии с которым будет развиваться предприятие;
  • составление четких планов как по предприятию в целом, так и по отдельным его подразделениям;
  • выявление потребности в разного рода ресурсах для бесперебойной работы предприятия и поиск путей их обеспечения;
  • непрерывный контроль соответствия достигнутых показателей плановым.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector