Оперативное управление: определение, порядок оформления
Содержание:
Требования, предъявляемые к современному менеджеру
Чтобы эффективно реализовать свою роль в процессе управления менеджер должен обладать определенными качествами. Все исследования по менеджменту содержат указания на черты характера и качества менеджера. Так Ф. Тейлор выделял у идеального менеджера такие качества как:
· образованность;
· технические знания;
· решительность;
· силу (физическую);
· тактичность;
· энергичность;
· рассудительность;
· честность.
А. Файоль считал, что менеджер должен обладать:
· предвидением;
· организаторскими способностями;
· быть компетентным;
· отличаться здоровьем;
· иметь развитый интеллект;
· высокий уровень культуры и нравственности.
Современные теоретики соперничают друг с другом в том, какими качествами и чертами характера стоит наделить идеального менеджера.
По мнению Джона Адаира, самыми ценными качествами руководителя являются:
— способность работать с большим кругом людей;
— умение брать ответственность на себя за выполнение важных задач;
— стремление к достижению больших целей;
— опыт руководства коллективом;
— большой опыт разных деловых функций в середине карьеры.
Ордуэй Тид – американский исследователь в области бизнеса, экономики и социальных проблем называет 5 характеристик эффективного руководителя:
1) физическая и нервная нагрузка. Лидерство – это тяжелая работа, поэтому руководитель должен обладать более чем средним запасом энергии;
2) сознание цели и направления. Цель должна вдохновлять подчиненных на ее достижение;
3) энтузиазм. Настоящие руководители воспринимают себя как бы одержимыми некоей силой. Этот внутренний энтузиазм каким-то образом трансформируется во властные распоряжения и другие формы влияния;
4) вежливость и обаяние. Для руководителя лучше, если его любят, а не боятся. Ему необходимо уважение ведомых для того, чтобы оказывать на них реальное влияние;
5) порядочность. Руководителю необходимо заслужить доверие подчиненных.
Вудкок М. и Френсис Д. установили связь эффективного управления с такими качествами руководителя как:
· способность эффективно управлять собой;
· способность прояснять свои личные ценности;
· способность четко ставить цели;
· способность эффективно решать проблемы;
· способность к постоянному саморазвитию;
· способность творческого подхода к управлению;
· умение влиять на окружающих;
· понимание особенностей управленческого труда;
· способность эффективно руководить;
· способность обучать;
· способность находить групповую работу.
На наш взгляд, интересна квалификационная модель руководителя «Трижды семь», разработанная Я.В.Михайловым. Она содержит три уровня важнейших требований, каждый включает семь позиций.
1 уровень – требования, определяемые функциональным содержанием управленческого труда. Включают качества руководителя, без которых невозможен успех работы.
1.1. Понимание людей: психологическая интуиция, психологический такт, коммуникабельность, понимаемая как способность к поддержанию контактов и связей.
1.2. Качества лидера: способность понять, высказать и отстоять интересы людей, желание брать ответственность на себя, способность неформально влиять на окружающих.
1.3. Знание основ современного менеджмента и умение применять их на практике.
1.4. Компетентность.
1.5. Способность предвидеть развитие событий.
1.6. Умение ставить цели.
1.7. Способность организовать взаимодействие и наладитьоптимальный контроль.
2 уровень – сервисные основные требования, которые носят обслуживающий характер по отношению к функциональным требованиям.
2.1. Ясно осознаваемые и четко сформулированные личные цели, связанные с личной жизнью и работой.
2.2. Стремление к совершенствованию себя и организации в противовес чувству самодостаточности, самоудовлетворению, успокоенности.
2.3. Энергичность, инициативность, решительность и настойчивость в достижении цели.
2.4. Владение стратегией эффективного мышления.
2.5. Эффективное использование времени как синтетический показатель уровня организации труда.
2.6. Нравственные качества адекватные уровню морали, господствующей в коллективе.
2.7. Здоровье физическое и психологическое, достаточное для обеспечения требований к менеджеру.
3 уровень – сервисные дополнительные требования (обладают наименьшей значимостью).
3.1. Личная организованность и высокая культура собственного труда, умение распределять силы.
3.2. Объективность и реализм оценки событий в сочетании со стремлением знать мнение других.
3.3. Гибкость, понимаемая как способность быстро перестраиваться, отказаться от неэффективности стратегии и тактики;
3.4.
Способность сохранять самообладание в непредвиденных ситуациях;
3.5.
Необходимые навыки и знания
Опыт и личные качества в профессии менеджера зачастую важнее профильного образования. Карьера управленца фактически открыта для профессионала любой специализации. Базовых навыков управления и качеств несколько:
- Техника ведения переговоров.
- Делопроизводство.
- Знания в области экономики и социологии.
- Коммуникабельность, умение располагать к себе людей.
- Организаторские способности.
- Отличная память и логическое мышление.
-
Способность анализировать информацию и быстро принимать решения.
-
Стрессоустойчивость.
Сколько зарабатывают менеджеры?
Доход менеджера обусловлен регионом деятельности компании и спецификой отрасли. Однако и в одной области и в конкурирующих компаниях заработная плата менеджеров может значительно отличаться. Объясняется это в первую очередь работоспособностью и имеющимся опытом работы в данной сфере. Разбег очень большой: выпускник ВУЗа получает от 20 до 40 тысяч рублей в месяц, зарплата специалиста может составлять от 80 до 100 и более тысяч рублей, а доход профи может исчисляться миллионами рублей.
Как стать менеджером?
Диплом ВУЗа обязателен для менеджера, вне зависимости от сферы деятельности организации. В идеале, специализация должна соответствовать профилю компании или подразделения, в котором менеджер планирует трудиться. Тем не менее, рассчитывать на выгодное предложение работодателя могут и специалисты смежных с менеджментом профессий – социология, психология, маркетинг, PR и др.
Получить профессию менеджера можно в гуманитарных или технических университетах – сейчас факультеты менеджмента есть не только в крупных, но и в небольших городах. При трудоустройстве на должность менеджера приветствуются дипломы дополнительного образования по управлению кадрами, основам маркетинга и рекламы, психологии.
Где искать работу?
Знания и опыт профессиональных менеджеров необходимы множеству компаний, которые стремятся упрочить положение на рынке. Наиболее актуальна эта специальность для следующих отраслей:
- Торговля.
- Туризм.
- Страхование.
- Информационные технологии.
- Финансы.
- HR-компании.
- Реклама, маркетинг и PR.
- Государственные и муниципальные управления.
Найти предложения о работе можно на сайтах вакансий и трудоустройства.
Функциональные обязанности
Конкретные функции специалиста по внутренним коммуникациям часто зависят от компании и задач, которые руководство прикрепляет к этой функции. Дело в том, что технологии LEAN благодаря своей экзотичности часто «додумываются» владельцем бизнеса, из-за чего может возникнуть недопонимание.
Можно выделить общий перечень обязанностей, относящихся к позиции «менеджер по бережливому производству»:
- обучение методологии бережливого производства работников предприятия;
- привлечение персонала к процессу постоянных улучшений;
- организация работы по внедрению и развитию системы бережливого производства на предприятии;
- планирование и отчетность по развитию системы бережливого производства;
- прогнозирование и получение эффекта от внедрения.
Павел Рабунец обращает внимание на следующий важный момент: «Посмотрите на словосочетание «менеджер по…» (здесь пропущена функция). К сожалению, в сознании большинства людей, в том числе в сознании собственников и руководителей многих предприятий, обративших внимание на бережливое производство, есть уверенность в том, что человек, принимаемый на эту должность, будет отвечать за данную функцию, управлять элементом
Посмотрите: менеджер по персоналу, по продажам, по рекламе, по закупкам, по снабжению, по работе с клиентами… Записывать в этот ряд «бережливое производство» или «производственную систему» некорректно.
Бережливое производство и развитие эффективной производственной системы – это не функция отдельного человека или отдела. Это процесс, в котором участвуют все работники предприятия от рабочего до генерального директора. Может показаться странным, но все менеджеры компании должны стать в той или иной степени lean-менеджерами. И самым главным специалистом по бережливому производству и производственным системам должен быть высший руководитель, первое лицо».
Операционная система 2. «Манипуляционный менеджмент»
Определение: «Что же ты, голубчик?!» Подчиненные всегда в чем- нибудь виноваты. Если начали делать без команды — в самовольстве. Не начали — в отсутствии инициативы. Получили результат — чего такой маленький? Не получили — почему, когда им все ресурсы были предоставлены? Поручения нарочито туманны. Одну работу могут поручить разным исполнителям, не обозначив их взаимных полномочий и вообще не проинформировав о факте параллельной работы. На прямой вопрос могут ответить: «Сам думай, за что тебе платят?»
Основа успеха: сверхприбыли за счет использования «дыр» в законах и правилах, нарушений всех видов внутренних и внешних обязательств, методов жесткой/основанной на обмане эксплуатации персонала.
Преимущества: высокая, хотя и краткосрочная, отдача от человеческого потенциала, высокая устойчивость за счет централизации всех видов полномочий, высокий темп роста в периоды нестабильности, умение своевременно «пересдать колоду» или «поменять игровой стол», готовность к риску, высокая (за счет готовности игнорирования обязательств) скорость корпоративных преобразований.
Недостатки: плохая репутация, частая смена значительной части персонала, слабая устойчивость к жесткой и системной конкуренции, высокая зависимость от благоприятных внешних условий, необходимость постоянной борьбы с теми из подчиненных, кто норовит обманывать саму структуру, выгадывая свою толику счастья.
Ограничения: полная зависимость от уровня врожденного ку- кловодческого таланта руководителя, снижение управляемости в соответствии с «квадратом расстояния» от кукловода и ростом масштабов бизнеса, связанные с этим ограниченные возможности развития структуры.
Преобладающие типы подчиненных: психологически зависимые, неконкурентные на рынке труда, малопрофессиональные. Профессиональные, но одновременно доверчивые, наивные и прекраснодушные, которые верят обещаниям и до момента полного разочарования и окончательного прозрения успевают хорошо поднять структуру. Циники, которым каждый день дают возможность наглядно убедиться в правильности их собственной жизненной позиции.
Задачи современного мидл-менеджера
Как мы писали выше, особенности современного управления, в которое вплелись люди поколения Y, искусственный интеллект и тотальная экономия, не так страшны для мидл-менеджеров. В тоже время выделяется ряд стратегических задач эффективного менеджера, выполнение которых позволит ему стать незаменимым в любой компании. Для реализации данных задач помимо работы штатного HR и использования аналитики, можно пользоваться инструментами HRMaps, которые помогают получать регулярную обратную связь, контролировать выполнение задач, оценивать компетенции и таланты сотрудников.
№ 1. Составлять емкие финансовые отчетности
Менеджеры среднего звена – от начальников отделов до руководителей служб контроля – обычно пишут для топ-менеджмента финансовые отчеты. Документы, которые состоят только из цифр, высшее руководство не интересуют. Идеальный мидл-менеджер дополняет финансовую отчетность анализом происходящего и рекомендациями по улучшению состояния компании.
№ 2. Мотивировать команду
Линейный руководитель тесно общается с сотрудниками компании и быстрее топ-менеджера замечает упаднические настроения и потерю мотивации. Именно от него стоит ждать решений по устранению такого настроя в коллективе.
№ 3. Активно участвовать в реорганизации компании
Положение мидл-менеджера между руководством и сотрудниками даёт ему особые возможности, когда для компании наступает один из самых неприятных периодов работы – реорганизация. Он должен убеждать сотрудников в необходимости происходящего и предоставить им все условия для комфортной работы во время турбулентности.
№ 4. Мониторить ситуацию «в полях»
Мидл-менеджер работает и с топ-менеджментом, и с сотрудниками компании, поэтому ему необходимо присутствовать и на стратегических совещаниях, и на рабочих местах штатных работников. Работая сразу с двумя группами коллег, «мидл» анализирует, что хотят и те, и другие. Он выясняет, что нужно сделать, чтобы достичь желаемого результата.
Виды менеджмента по признаку содержания
По признаку содержания выделяют такие виды менеджмента:
- Нормативный менеджмент отвечает за создание и реализацию миссии организации, ее философии, предпринимательских стандартов, определение конкурентной ниши компании на рынке и места в ней, формирование общей стратегии развития, этот вид менеджмента также включает в себя согласование внутренней и внешней среды организации.
- Стратегический менеджмент занимается разработкой различных стратегий для разных подразделений компании, распределяет реализацию стратегий во времени, формирует потенциал успеха организации и обеспечивает общий контроль реализации выбранных стратегий.
- Тактический менеджмент разрабатывается в развитие стратегии. В то время как стратегический менеджмент в основном разрабатывается на высших уровнях руководства, тактический менеджмент вырабатывается на уровне руководства среднего звена. Перспективы тактического менеджмента рассчитаны на меньший отрезок времени, чем стратегический менеджмент. Обычно он охватывает годовой период.
- Оперативный менеджмент ориентирован на решение текущих вопросов, требующих незамедлительного решения. Оперативный менеджмент сводится к принятию решений, способных быстро и вовремя исправить или направить ход трудовых, производственных и финансовых процессов в конкретно складывающихся в данный момент ситуациях.