Деятельность человека
Содержание:
Чувственное и рациональное познание
В момент усвоения знаний каждый человек пользуется определённой структурой, одинаковой у всех людей. Она основана на органах чувств, как структурных элементах познавательных способностей, идентично задействующихся, диктуя общие законы познания.
Познание каждого человека включает в себя 2 ступени:
- чувственную (эмпирическую) – рассматривающую ощущения, восприятия и представления как основную форму подлинного постижения. Это тот случай, когда человек сам понимает происходящее;
- рациональную — считающую разум опорой, источником и основным мерилом достоверности и безошибочности человеческих стремлений. В этой ситуации человек не только понимает, но и в состоянии объяснить и даже доказать понимаемое другому.
Чувственное познание включает в себя три разноуровневые формы устанавливающиеся от низшей к более высшей:
- ощущение;
- восприятие;
- представление.
Ощущения — первичные сведения, о предметах получаемые с помощью анализаторов, они же самые примитивные и не отражающие целостность объекта:
- цвет;
- запах;
- вкус;
- тактильные ощущения.
Восприятие — это уже совокупность нескольких ощущений и более сложная форма чувственного освоения. Отрывочные ощущения сливаются в целостно определяемый образ. Возникает отделение одного объекта от другого. Посредством восприятия осуществляется адекватное опознание предмета и соотношение его образов.
Представление — переходное звено между чувственным и рациональным постижением, вмещающее чувственные и рациональные элементы изучения. Его специфической чертой является отделение образа от предмета: возможность представлять предмет в его отсутствие. Возможность мысленно оперировать предметом без непосредственного контакта с ним. Другими словами: использовать воображение и фантазии в отношении объекта.
Предпосылками рациональности являются:
- отделение мысли от предмета;
- мышление как завершение процесса обобщения, формирование абстрактных понятий: материи, массы, времени, пространства.
Рациональное познание как процесс мышления включает 3 формы одноуровневого порядка:
- понятие;
- суждение;
- умозаключение.
Однако такой процесс неосуществим без таких специфических приёмов абстрактно-логического мышления, как:
- сравнение;
- анализ;
- синтез;
- индукция;
- дедукция;
- идеализация;
- абстрагизация.
Благодаря им и выстраиваются выводы. Сравнивая, анализируя и синтезируя полученные данные, человек формирует свои умозаключения. Сравнение – основной метод мыслительной деятельности.
Типы и виды деятельности
Психологами выделяются[источник не указан 366 дней]:
- Игровая деятельность
- Познавательная деятельность, включая учебную
- Трудовая деятельность
- Деятельность общения
- Творческая деятельность как когнитивно-преобразовательная и как создание принципиально нового, социально значимого продукта
- Другие виды деятельности (основная, второстепенная, террористическая и так далее).
Профессиональная деятельность
Профессиональная деятельность — любая сложная деятельность, которая предстаёт перед человеком как конституированный способ выполнения чего-либо, имеющий нормативно установленный характер. Профессиональная деятельность является объективно сложной, поэтому она трудна для освоения, требует длительного периода теоретического и практического обучения.
Дружилов С. А., Психология профессионализма
Профессиональная деятельность традиционно рассматривается как вид трудовой деятельности.
Словосочетание «профессиональная деятельность» употребляется в двух вариантах:
- как обозначение трудовой деятельности, характеризующейся высокими показателями качества и эффективности;
- как обозначение сложной продуктивной деятельности в рамках профессии.
Виды деятельности по отношению субъекта к реализуемому объекту
Типы деятельности выделяются по типам отношения субъекта к миру объектов, реализуемых в этих формах деятельности:
- Практическая деятельность направлена, прежде всего, на преобразование мира в соответствии с поставленными человеком целями.
- Познавательная деятельность служит целям понимания объективных законов существования мира, без которого невозможно выполнение практических задач.
- Эстетическая деятельность — понятие, отражающее формы и проявления человеческой деятельности, детерминированые эстетической потребностью, предполагает трансляцию (передачу) смыслов, определяемых ценностными ориентациями того или иного социума и индивида.
- Управленческая деятельность, направленная на управление организациями.
Литература
- Суходольский Г. В. Основы психологической теории деятельности. — 2-е изд. — М.: Изд-во ЛКИ, 2008. — 168 с.
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
- Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат. — 1982. — 255 с.
- Подолец В. В. Социальная деятельность как высшая форма самоорганизации материальных систем//Самоуправление в обществе: происхождение, сущность, развитие. Дис. …канд. филос. наук.- Л.: ЛГУ — 1988. — 179 с.
- Подолец В. В. Самоорганизация, деятельность и проблемы человека//Новое понимание философии: проблемы и перспективы. — М.: РАН. −1993. — С. 116—118.
- Подолец В. В. Российская идея и идея глобализации//Философия, человек, цивилизация: новые горизонты XXI века. Часть I. — Саратов: ООО издательство «Научная книга». — 2004. — С. 171—175.
Раздел J. Деятельность в области информации и связи
Этот раздел включает:
— производство и передачу материалов информационного и культурного назначения, предоставление средств передачи и размещения этих материалов, а также деятельность в области связи, информационных технологий и технологий обработки данных и прочую деятельность по предоставлению информационных услуг
Главными элементами этого раздела являются издательская деятельность, включая выпуск программного обеспечения (группировка 58), съемка кинофильмов и звукозапись (группировка 59), деятельность в области теле- и радиовещания (группировка 60), деятельность в области телекоммуникаций (группировка 61), информационные технологии (группировка 62) и прочие информационные услуги (группировка 63). Издательская деятельность включает приобретение авторских прав на содержание материала (информационных продуктов) и распространение данного содержания широкой общественности путем организации или участия в воспроизведении и распространении этого содержания в различных формах. Все возможные формы издания (включая печатную, электронную и звуковую форму, информационно-коммуникационную сеть Интернет, создание мультимедийных продуктов, например справочников на CD-ROM и т.д.) включены в данный раздел.
Деятельность, связанная с производством и распространением телерадиопрограмм, включена в группировки 59, 60 и 61, которые посвящены различным стадиям данного процесса. Отдельные элементы, такие как производство кинофильмов, телесериалов и т.д., отражены в группировке 59, тогда как производство готовых программ для телерадиоканалов из компонентов, произведенных в рамках группировки 59 или прочих компонентов (например, программы новостей в прямом эфире), включено в группировку 60. Трансляция готовых телерадиопрограмм без любого изменения содержания включена в группировку 61. Такая трансляция в соответствии с описанием группировки 61 может осуществляться через системы наземного эфирного, спутникового, кабельного телерадиовещания, проводного радиовещания или с использованием информационно-коммуникационной сети Интернет
Раздел J. Деятельность в области информации и связи
- 58: Деятельность издательская
- 59: Производство кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ, издание звукозаписей и нот
- 60: Деятельность в области телевизионного и радиовещания
- 61: Деятельность в сфере телекоммуникаций
- 62: Разработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги
- 63: Деятельность в области информационных технологий