Доход и прибыль фирмы: способы расчета, показатели, примеры
Содержание:
Влияние расходов и доходов на конечные результаты
Получать высокие доходы, ничего не вкладывая в производство, не получится.
Естественно, что со временем оборудование может ломаться, изнашивается, что требует затрат на ремонт, внедрение в производство новых технологий.
Несвоевременная поставка товаров, оказание услуг приведет к дополнительным расходам на оплату штрафных санкций, неустоек.
Чем больше расходов, тем ЧП меньше, о чем можно судить даже по формуле расчета.
Формула расчета величины чистой прибыли
Знание механизма, как считается показатель, сколько он заработает чистыми, обязательно для каждого руководителя предприятия или человека, только собирающегося открыть свое дело.
Нужно понимать, что основным источником для накоплений денежных средств является доход предприятия от его результатов деятельности. Если говорить конкретнее, именно та его часть, которая остается за вычетом расходов, связанных с производством и продажей продукции (оказанием услуг).
Расходы на производство и продажу продукции, включает в себя составляющие себестоимости:
- стоимость использованных природных ресурсов, сырья;
- приобретение основных, при необходимости вспомогательных материалов;
- оплату потребления электроэнергии;
- оплату труда;
- иные расходы производственного и внепроизводственного характера.
Можно сделать логическое заключение, что прибыль, рассматриваемая в качестве основной формы денежных накоплений, напрямую зависит от того:
- насколько эффективно удастся снизить затраты на производство, товарооборот;
- будет увеличен или пойдет на спад объемов продаж товара.
Немаловажным фактором, оказывающим значимое влияние на размер прибыли как результата финансовой деятельности, является валовой доход. Его показатели и, как следствие, финансовое благосостояние предприятия, находятся в прямой зависимости.
Помимо количества и качества продукции (выполненных работ, оказанных услуг), параллельно играет роль уровень установленных цен.
Получается в итоге, объем валового дохода предприятия определяет показатели прибыли.
Выделим основные факторы, под воздействием которых формируется прибыль:
- валовые доходы, расходы;
- средства, полученные от реализации продукта производственной деятельности или оказанных услуг;
- уровень цен на рынке сбыта;
- отчисления на амортизацию.
Поскольку в структуре ценообразования валовые расходы занимают значимую часть, снижение их показателей заметно влияет на рост прибыли даже при прочих равных условиях.
Рентабельность продаж по чистой прибыли
Следует отметить, что расчет рентабельности предприятия в целом, как и эффективности продаж, не является обязательным условием для правильного ведения и составления бухгалтерской отчетности.
Однако данное значение необходимо для:
- верной оценки доходности предприятия;
- выяснения доли в прибыли от различных продаж;
- определения динамики поступлений от реализации;
- своевременной коррекции тактики и стратегии бизнеса.
В настоящее время формула рентабельности продаж по чистой прибыли выглядит следующим образом:
РП = ЧП / ВР, где:
- РП – рентабельность продаж;
- ЧП – чистая прибыль;
- ВР – выручка.
Как указывалось выше, значение чистой прибыли содержится в строке 2400 отчета о финансовых результатах, заполняемого предприятием в обязательном порядке.
Показатель выручки отражается в этом же документе, но в строке 2110.
Следует особо отметить, что официальная форма расчета рентабельности продаж по чистой прибыли, как и по иным показателям, на законодательном уровне не разработана. Соответственно, эффективность бизнеса можно рассчитать и с использованием иных значений, например:
- валовой прибыли;
- доходности до налогообложения.
Все перечисленные показатели также содержатся в отчете о финансовых результатах.
В заключение следует отметить, что в положениях отечественного законодательства отсутствуют какие-либо нормативные показатели рентабельности. Соответственно, каждому субъекту хозяйственных правоотношений следует определять приемлемость уровня эффективности своего бизнеса с учетом конкретных особенностей его осуществления.
Также читайте:
- Дата подписания электронного документа
- Коэффициент оборачиваемости оборотных средств
- Проводки в бухгалтерском учете
Элементарный пример определения чистой прибыли и дохода
Формулы для вычисления рассматриваемых величин в общем виде выглядят довольно просто:
- Чистый доход=Вся выручка за конкретное время.
- Чистая прибыль=Чистый доход-все затраты на производство,сбыт за конкретное время.
Таким образом, чистая прибыль – это разница между чистым доходом и всевозможными расходами. Для большей наглядности можно привести простой пример. Для открытия небольшого продуктового магазина арендуется некоторое помещение. В течение первого месяца в кассу поступило 700 тыс. руб. – это и есть чистый доход. Но говорить о рентабельности и окупаемости пока рано. Необходимо понимать, из полученных денег последуют приблизительно такие вычеты:
- Оплата налогов.
- Стоимость аренды помещения.
- Коммунальные услуги (например, электроэнергия, водоснабжение).
- Заработная плата персонала.
- Транспортные расходы.
- Закупка товара на следующий месяц.
- Оплата процентов за пользование кредитными средствами (если владельцу они требовались для открытия своего дела).
- Реклама продукции и магазина.
Кроме перечисленных выше, возможны и другие виды расходов. После проведения соответствующих расчетов подводятся итоги:
При вычете из 700 тыс. руб. не остается ничего, а для выполнения всех платежей частному предпринимателю приходится воспользоваться личными сбережениями. Сложившаяся ситуация говорит только о том, что бизнес убыточный. Следует рассмотреть вариант о его закрытии.
Возможен вариант, когда после всех вычетов ничего не остается, но и использовать дополнительные средства извне не нужно. Получаем нулевую прибыль. Такая ситуация говорит о том, что предприниматель достиг точки безубыточности. Предельная прибыль возможна вследствие продажи дополнительного товара. Но хорошие показатели в данном случае не всегда говорят о высокой прибыли в действительности. Кроме того, в случае снижения цены на ассортимент товаров подрывается рентабельность бизнеса в целом. Практиковать такой прием следует кратковременно и не на всю продукцию.
Наиболее благоприятный исход, если после необходимых отчислений и затрат, остается еще некоторая сумма, например 200-300 тыс. руб. Собственник в дальнейшем вкладывает ее в развитие и расширение магазина или тратит, как посчитает необходимым. Наличие в результате деятельности чистой прибыли, ее величина говорят о рентабельности дела.
В заключение стоит отметить, чистая прибыль значительно меньше дохода. В практике частного предпринимательства всегда является решающим показателем и имеет большее значение. Стабильно растущая прибыль – то, к чему необходимо стремиться в практике частного предпринимательства.
Основные источники получения прибыли
Главная цель любого хозяйствующего субъекта — получение прибыли. Она не просто служит показателем финансовой стабильности и активности компании, но и отображает ее потенциальные возможности. От показателей прибыли предприятия зависит многое:
- размер дивидендов;
- доходы владельцев и учредителей фирмы;
- прочие доходы, связанные с деятельностью предприятия.
Существует три основных источника получения прибыли хозяйствующим субъектом.
Монополия компании на производство и реализацию определенных товаров и услуг или их эксклюзивность. Для того чтобы постоянно получать прибыль из этого источника, необходимо, как минимум, систематически проводить обновление ассортиментного ряда товаров. Производственная/предпринимательская деятельность. Величина прибыли из этого источника зависит от нескольких факторов:
- насколько правильно было выбрано производственное направление, то есть, выпускает ли предприятие товары и оказывает ли услуги, стабильно востребованные покупателями;
- смогла ли компания создать конкурентоспособные условия для реализации своей продукции (конкурентная цена, адекватные сроки поставки, высококлассное обслуживание клиентов и прочее);
- возможно, ли увеличить объемы производимой продукции;
- есть ли возможность уменьшить расходы на производство и реализацию товаров.
Деятельность в сфере инноваций. Для того чтобы получать прибыль из этого источника, компания должна систематически обновлять свою продукцию/услуги в целях обеспечения ее конкурентоспособности и увеличения объемов продаж.
Идеальный для любого предприятия вариант — формирование прибыли сразу из трех источников, но отсутствие грамотной стратегии управления компанией часто препятствует этому. На практике, как правило, компании получают прибыль из 1-2 источников.
Об этой статье
wikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 12 человек(а). Количество просмотров этой статьи: 103 347.
Категории: Управление финансами и бюджет
English:Calculate Profit
Español:calcular tus ganancias
Italiano:Calcolare il Profitto Aziendale
Português:Calcular Lucro
Français:calculer un profit
中文:计算利润
Bahasa Indonesia:Menghitung Keuntungan Usaha
Deutsch:Gewinn berechnen
العربية:حساب قيمة الأرباح
Nederlands:Winst berekenen
Tiếng Việt:Tính Lợi nhuận
Čeština:Jak vypočítat zisk
한국어:이익 계산하기
日本語:利益を計算する
Печать