Время перезагрузки: 20 лет назад в россии произошёл дефолт

Рождение пирамиды

Проблемой балансировки бюджета в правительстве озаботились после распада СССР. С 1992 года финансирование дефицита началось за счёт денежной эмиссии ЦБ. Так, на фоне падения производства в стране выпуск рублей, необеспеченных товарами, привёл к стремительному росту потребительских цен. По данным Росстата, в 1992 году инфляция в России превысила 2508%.

Другим методом покрытия расходов российского бюджета стал выпуск Минфином с 1993 года Государственных краткосрочных облигаций (ГКО). Предполагалось, что банки и компании будут покупать ценные бумаги Министерства финансов с высокой доходностью и тем самым спонсировать российскую экономику. Полученные в долг средства должны были уходить на развитие производства в различных секторах промышленности, а затем возвращаться в виде налогов и пополнять бюджет. В конечном итоге держатели ГКО получали бы деньги обратно вместе с прибылью. Тем не менее на практике все средства уходили на покрытие предыдущих долгов.

Помимо российских инвесторов, облигации также могли приобретать и иностранцы. При этом власти должны были гарантировать нерезидентам стабильный курс валюты. После деноминации, стартовавшей в январе 1998 года, Центральный банк установил курс около отметки 6,1 рубля за доллар. При этом для его удержания использовались транши МВФ и Всемирного банка, подчёркивает Оксана Дмитриева. Любопытно, что изначально средства международных организаций также должны были направляться на покрытие дефицита бюджета.

Также по теме


Без лишних нулей: какую роль сыграла в России деноминация 1997—1998 годов

20 лет назад президент России Борис Ельцин подписал указ о проведении денежной реформы в стране. В то время экономика начинала расти,…

«Основная цель выпуска ГКО заключалась в балансировке бюджета и запуске экономики — страна должна была начать жить в долг. Это нормальная практика, и многие государства так делают. Сегодня госдолг США превышает 100% ВВП, а Японии — 250% ВВП. Теоретически считается, что в госдолге ниже 60% ВВП нет ничего страшного. Впрочем, у российского госдолга тогда была тенденция к стремительному росту», — отмечает Георгий Остапович.

По словам экономиста, основная проблема ГКО заключалась в том, что выпуск бумаг мотивировал не развитие производства, а только излишнее наращивание финансовых операций и, как следствие, увеличение долговой нагрузки России. Согласно данным Минфина, уже в 1997 году государственный долг вырос до 49% ВВП (1,235 трлн рублей), а по итогам 1998 года составил 148,7% ВВП (3,991 трлн рублей).

«Давление долга ощущалось очень прилично. Государство начало продавать ГКО не только большими объёмами, но и с огромной доходностью — порядка 11—12%. Нашим банкам не нужно было ничего делать, они просто скупали эти бумаги и получали по ним очень приличную доходность. Предприятия также тратили свои депозиты не на расширение и модернизацию производства, а на скупку ГКО. Этот механизм накопления внутреннего и внешнего долга в принципе и привёл к событиям августа», — считает Остапкович.    

Оксана Дмитриева подчёркивает, что именно таким образом в экономике образовалась финансовая пирамида, которую в конечном итоге ожидал крах.

«ГКО были абсолютно вредной вещью, потому что, с одной стороны, способствовали росту долга и увеличению расходов на его обслуживание, а с другой стороны, высасывали все средства частных инвесторов, которые могли бы пойти на реальные инвестиции», — считает Дмитриева. 

По её словам, уже позже — в результате расследования дефолта — комиссия Совета Федерации установила круг людей, работавших на тот момент в государственных ведомствах и имевших личную заинтересованность в игре на рынке ГКО. В то же время Оксана Дмитриева подчёркивает, что далеко не все представители власти преследовали собственные интересы при проведении финансовых операций. В частности, комиссия не усмотрела никаких злоупотреблений со стороны бывшего главы Минфина Михаила Задорнова.

Возможен ли дефолт сегодня?

Весной 2020 г. в мировой экономике возникла ситуация, которую специалисты назвали идеальным штормом. Это сочетание накопленных пузырей на финансовых рынках с разразившейся пандемией вируса COVID-2019. Для России ситуация дополнительно осложнилась резким падением нефтяных цен на фоне снижения спроса. В этих условиях инвесторов всё чаще беспокоит вопрос: не грозит ли российской экономике новый дефолт?

Прежде всего, на момент написания статьи (апрель 2020 г.) структура как внешнего, так и внутреннего долга России сильно отличается от 1998 г. Вот так выглядело отношение задолженности РФ по внешним займам к золотовалютным резервам (ЗВР) по итогам 1 кв. 2020 г.

Как видно, это соотношение минимально за период более 10 лет. На данном графике учитывается сумма государственного, корпоративного и банковского долгов. Из них на ОФЗ приходится лишь чуть более 8%. Особенно заметно сокращение внешнего долга с 2014 г., т. е. со времени введения экономических санкций. Именно они не позволяют государству и корпорациям наращивать «кризисные» долги. По данным Министерства финансов РФ на начало 2020 г., пик выплат по внешнему долгу ($5 млрд) в течение 2020–30 г. приходится на 2020 г. Это относительно небольшая сумма, если сравнивать её с объёмами ВВП и ЗВР. Так, ВВП за 2019 г. составил $1,77 трлн по курсу на конец года, а ЗВР – $570 млрд.

С другой стороны, состояние российской экономики на 2020 и последующие годы крайне тяжело прогнозируемо. Против неё играют как неопределённые сроки карантинных мер, так и резко упавшие доходы от экспорта нефти и газа. По самым пессимистическим прогнозам, суммарные потери ВВП России в 2020 г. могут достичь 20%, а на уровень доходов 2019 г. удастся выйти лишь к 2024 г. Но даже в этой ситуации обслуживание внешнего долга не выглядит критически сложным.

Не так хорошо положение с государственным внутренним долгом. Погашение бумаг, находящихся у инвесторов, потребует в 2020 г. более 4% бюджетных доходов с учётом прогнозируемого Минфином нефтегазового дефицита в 5,6 трлн руб. В свете карантинных мероприятий стоимость обслуживания внутреннего долга может заметно возрасти. Но в любом случае сомнительно, что она выйдет за пределы 10% от доходной части бюджета. В отличие от 1990-х гг., поддержание стабильного курса рубля сегодня не является приоритетной задачей ЦБ РФ. Поэтому в его арсенале остаётся такое средство, как девальвация.

Дефолт 1998 года в России

В России дефолт — это в первую очередь августовский дефолт 1998 года.

Россия после распада СССР находилась в глубоком экономическом кризисе, который так или иначе продолжался все 1990-е годы. Постоянно нуждаясь в деньгах, правительство привлекало все новые займы и накопило долгов примерно на 50% ВВП страны (более 150 млрд долларов внешнего долга и 200 млрд внутреннего — по курсу июля-1998).

Стремясь добыть деньги, государство создало собственную финансовую пирамиду, выпустив ГКО — государственные краткосрочные облигации. Как и любая пирамида, она держалась до тех пор, пока в нее вкладывали новые деньги, а затем должна была обрушиться.

О грядущем коллапсе аналитики предупреждали с конца 1997 года. Ситуацию усугублял кризис азиатских экономик и обвал цен на нефть. Эксперты предлагали начать девальвировать рубль, чтобы уменьшить внутренний долг, но руководство страны на это не пошло. 14 августа 1998 года президент Борис Ельцин успокаивал граждан: «Девальвации не будет. Это я заявляю четко и твердо».

А уже через три дня, 17 августа, правительство и Центробанк объявили о дефолте по государственным краткосрочным обязательствам и облигациям федерального займа. Курс рубля стремительно рухнул. Если в августе доллар стоил 6 рублей, то к концу года — уже 20 рублей.

Сергей Кириенко — премьер-министр России на момент дефолта

Обычно правительства девальвируют национальную валюту, чтобы избежать дефолта, либо с помощью дефолта спасаются от девальвации. Но в России дефолт и девальвация ударили одновременно — впервые в истории правительство объявило дефолт по внутреннему долгу.

Началась паника: россияне, у которых были деньги, скупали доллары и впрок закупались товарами длительного потребления. Обанкротившиеся банки не выдавали деньги со вкладов. Инвесторы испугались тотального государственного банкротства и начали выводить средства из России. Это привело к еще большему обрушению рубля и российской экономики.

1998 год. Россияне толпятся у входа в банк в попытке забрать свои деньги. Фото: Reuters

Что предшествовало дефолту 1998 года

В обществе воспоминания о 1998 годе тусклы и невнятны. Постарался либеральный агитпроп, который старательно стирает это грязное пятнышко с «ослепительно белого» кителя российского либерализма.

Если внимательно просмотреть публикации того времени в СМИ, то можно обратить внимание на следующее. Часть «источников информации» посмеивалась над «страхами сограждан» перед ужасным дефолтом, часть говорила о существующих проблемах в российской экономике и банковской сфере

Но, большинство из них как-то вяло или совсем не упоминало причины дефолта. Говорили в основном о внешних долгах, снижении цены на нефть и прочем. А ведь основные причины этого события совсем другие

Часть «источников информации» посмеивалась над «страхами сограждан» перед ужасным дефолтом, часть говорила о существующих проблемах в российской экономике и банковской сфере. Но, большинство из них как-то вяло или совсем не упоминало причины дефолта. Говорили в основном о внешних долгах, снижении цены на нефть и прочем. А ведь основные причины этого события совсем другие.

Команда либеральных «младореформаторов», подготовленных не без участия КГБ (об этом читайте статью об Андропове), что впоследствии пришла к власти в 90-х годах при содействии западных советников, которые работали с ней совместно в Кремле, приняла ряд противоправных решений, которые и привели в 1998 году страну к техническому дефолту. Младореформаторы совершили тягчайшее преступление против своего народа. Они цинично проигнорировали результаты референдума, состоявшегося 17 марта 1991 года, на котором народ сказал своё твёрдое «Да» Советскому Союзу. Они ограбили свой народ, забрав у него всё заработанное кровью и потом со сберкнижек. Они уничтожили фабрики и заводы, колхозы и совхозы. И, как позже сами признались, сделали это сознательно, дабы не допустить возврата народной власти. Они нанесли нашей стране материальный ущерб, превышающий тот, что был причинён СССР в годы Великой Отечественной войны, не говоря уже о колоссальном моральном ущербе, не поддающемся никакому учёту. Свои преступления младореформаторы совершили, злоупотребляя доверием народа.

Однако следует пояснить следующее. То, что политэкономия марксизма метрологически несостоятельна, было понятно уже в 1952 году, когда вышел труд И.В. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР», поэтому опираться на неё младореформаторы, получившие советское экономическое образование, не могли, видя как разваливается Союз, а единственной альтернативой была только западная «экономикс», притом продвигаемая через ЦРУ на известном семинаре под крышей венского Международного института прикладного системного анализа

Там развернулась захватывающая борьба советских и западных спецслужб за души и мозги двух десятков советских молодых специалистов, которых Юрий Андропов готовил на роль спасителей и преобразователей советской экономики (причём следует обратить внимание, что подготовка этих специалистов началась ещё в конце 1970-ых, до занятия Андроповым должности Генсека ЦК КПСС — примечание ИАЦ). Отбор был жесточайший, более половины группы отсеялось: некоторые из-за недостатка способностей, кто-то по этическим причинам, так как почувствовали, что ими манипулируют, но те, кто остался, действительно, вошли в историю России в таком лицеприятном свете

Хотя конечно нравственная готовность дать умереть миллионам людей — характеризует их не с лучшей стороны:

Могли ли они, обладая такими нравами и образованием, сделать что-то иное? Ведь действительной альтернативной экономической науки у них не было: либо марксизм, либо «экономикс». Это сейчас есть проработанная теория справедливого устройства экономики, и потому можно и нужно критиковать нынешних горе-экономистов за неспособность решить проблемы, изучив её. А у «младореформаторов» фактически не было выбора, если говорить об образовании, однако, безусловно был нравственный выбор.

Предпосылки к дефолту. Санкции

Аналитики Центрального Банка и финансовые эксперты не дают положительных прогнозов по поводу экономической ситуации в стране на ближайший год. Зачастую главной причиной называют санкции и сложившуюся геополитическую ситуацию.

В связи с введением экономических санкций российским банкам не хватает средств бюджета государства, а сотрудничать с европейскими финансовыми учреждениями они не могут. Международный бизнес стал невозможен, сотрудничество с западными финансовыми структурами либо прекращено, либо приостановлено.

Для исправления ситуации необходимо открывать финансовый рынок Азии для банковской сферы России. Мы видим, что ведется активная работа в рыночной политике.

Если в России случится дефолт, то это значительно сократит золотовалютные резервы. Соответственно, предприниматели нашей страны будут поставлены в жесткие условия кредитования. Поэтому чем больше у Центрального Банка резервов, тем больше кредитов он может выдать, и тем мягче будут условия их предоставления.

Технический дефолт и обесценивание рубля

Курс доллара США по отношению к рублю во второй половине 1998 года

В пятницу 14 августа 1998 года Президент РФ Ельцин заявил: «Девальвации не будет. Это я заявляю твёрдо и чётко. И не просто это я придумываю или фантазирую или я не хотел бы, это всё просчитано. Это каждые сутки проводится работа и контроль…». Но уже через три дня, утром в понедельник 17 августа 1998 года Правительство России и Центральный банк объявили о техническом дефолте по основным видам государственных ценных бумаг и о переходе к плавающему курсу рубля в рамках резко расширенного валютного коридора (его границы были расширены до 6 — 9,5 рубля за доллар США). Позже ЦБ фактически отказался от поддержки курса рубля. Если 15 августа 1998 года официальный курс за доллар США составлял 6,3 рубля, то 1 сентября 1998 года — 9,33 рубля, 1 октября — 15,9 рубля.

Одним из решений Правительства РФ явилось решение о реструктуризации государственного долга по государственным облигациям (ГКО-ОФЗ), что фактически означало технический дефолт.

Программа реструктуризации задолженности по ГКО-ОФЗ предусматривала следующие финансовые условия:

  1. Физическим лицам и компаниям, обязанным по российскому законодательству держать активы в гособлигациях, погашение ГКО и ОФЗ производится согласно первоначальным условиям обращения облигаций, то есть в отношении физических лиц и некоторых юридических лиц никакого отказа государства от долговых обязательств не было;
  2. Иностранным и российским юридическим лицам:
    • 70 % долга конвертируется в четырёх- и пятилетние облигации с ежегодным купоном, уменьшающимся на 5 процентных пунктов; купон первого года составляет 30 % годовых.
    • 20 % долга погашается бездоходными краткосрочными облигациями.
    • 10 % долга погашается наличными средствами тремя траншами в течение 9 месяцев.
    • Долгосрочные облигации Минфина (70 % долга) и краткосрочные облигации (20 % долга) обращаются на вторичном рынке.
    • Кроме того, краткосрочные облигации могли быть использованы для погашения налоговых недоимок, образовавшихся до 1 июля 1998 года. Облигации также учитываются по номиналу в счёт резервных требований для российских банков.

Российские юридические и физические лица имели право использовать полученные при реструктуризации ГКО-ОФЗ средства для покупки иностранной валюты в рамках действующего валютного законодательства.
Деньги, полученные в результате реструктуризации иностранными инвесторами, блокировались на транзитных счетах до особого распоряжения Центрального банка. Для нерезидентов рассматривалась возможность проведения специальных валютных аукционов для покупки валюты с последующей её репатриацией.

Долгосрочные последствия

Несмотря на разрушительные последствия дефолта, девальвация рубля позволила экономике России стать более конкурентоспособной. Из-за резкого снижения импорта начала развиваться промышленность страны, расширились экспортные возможности. Были приняты меры для улучшения собираемости налогов, в частности, в 2001 году введена плоская шкала налога на доходы физлиц размером в 13%.

Крах «пирамиды ГКО» способствовал и оздоровлению финансовой сферы. В 2000-х годах Россия резко сократила госдолг (с 2007 года он не превышает $70 млрд или 5% от ВВП), был создан институт стабилизационных фондов. Для сохранения вкладов физических лиц в 2003 году было учреждено Агентство по страхованию вкладов.

Причины и последствия дефолта

Известны следующие причины государственного дефолта:

  1. общий кризис экономики

  2. несбалансированность госбюджета из-за непредвиденного недополучения доходов и роста расходов
  3. резкая смена экономической политики из-за победы (на выборах) оппозиционных сил

Неспособность государства выполнять обязательства перед заимодавцами подрывает его репутацию. Новых кредитов обычно никто не дает, начинается бегство из страны капиталов и бизнесов, а прекращение деятельности компаниями увеличивает безработицу и уменьшает поступления в бюджет.

Другие последствия финансового дефолта зависят от степени зависимости национальной экономики от импорта. Чем выше доля иностранных товаров на рынке, а сырья и комплектующих – в продукции отечественных производителей, тем выше взлетают цены и тем сильнее кризис бьет по производству.

Отток средств обескровливает финансовую систему, банки вынуждены замораживать счета, частные клиенты не могут забрать и без того обесценившиеся деньги.

Чем страшен государственный дефолт для населения неплатежеспособной страны – тем, что расплачиваться за просчеты правительства приходится гражданам. И платить крайне дорогую цену – от тугого затягивания поясов до личного банкротства. Что очень хорошо видно в последние годы в Греции.

Если правительство не находит выхода из кризиса в сжатые сроки, недовольство граждан выплескивается в массовые протесты, которые могут перерасти в государственный переворот и даже привести к гражданской войне.

Дефолт государства может отразиться на экономиках соседних стран, вплоть до цепной реакции. Так, платежная неспособность Аргентины в 2001 привела к дефолту Уругвая в 2003 году.

Возможны и серьезные негативные последствия для стран-кредиторов — и даже глобальный кризис с обвалом фондовых рынков.

Причины

Несостоятельность может быть вызвана разными причинами.

Для частного лица это:

  • потеря работы;
  • болезнь, несчастный случай;
  • отсутствие финансовой грамотности;
  • переоценка своих возможностей.

Для граждан имеет минимальные последствия, поскольку физические лица во многих странах максимально защищены законом. Как правило, кредиторы идут навстречу при возникновении технического дефолта и ситуация разрешается мировым соглашением и реструктуризацией долга. В противном случае взыскать с неплательщика можно через суд, поскольку он отвечает по долгам всем своим имуществом, но есть ограничения.

Например, списывать с зарплатных счетов разрешается не более 50%, а социальные и вовсе трогать нельзя. Кроме того, в России с 1 октября введен закон о банкротстве физических лиц. При доказанной несостоятельности можно списать долг от 500 тыс. руб., но при этом такой должник в течение 5 лет не сможет брать кредиты и 3 года занимать руководящие должности.

Возможные причины для компании:

  • отсутствие должного уровня осмотрительности при подборе контрагентов;
  • неправильная ценовая и товарная политика;
  • низкий уровень спроса;
  • стихийные бедствия.

Дефолт приводит к процедурам банкротства предприятия: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство. Цель их проведения – отстоять компанию и погасить долги перед кредиторами. Довольно частое явление особенно в условиях кризиса, процедура максимально четко описана в законодательстве – это дефолт предприятий.

Причины для государства:

  • аналогичная ситуация в другой стране;
  • экономический кризис в стране;
  • упадок в экономике;
  • отказ уплачивать долги предыдущей власти.

Самые тяжелые последствия имеет дефолт на уровне государства. Вследствие этого меняется уклад в стране и экономическая обстановка. Отказ отражается на экономике других стран, особенно зависимых от страны, где он случился.

В государстве многое меняется: сумма госдолга растет, перераспределяются ресурсы, обесценивается национальная валюта, слабеет авторитет правительства, растут налоговые ставки, повышается безработица, банкротятся предприятия, граждане теряют накопления и надежду на светлое будущее.

Если не дефолт, то что?

Согласно исследованиям и прогнозам экспертов, экономическая ситуация в России может начать стабилизироваться только к концу года. Падение экономики, в первую очередь, связывают с повышением выплат бюджетным сферам (учителям, медикам, работникам культуры). На это в бюджет 2016 года заложен 1 триллион рублей, что составляет 35% от общих расходов.

Также прогнозируется рост тарифов более чем в 1,5 раза. На некоторые услуги цены уже выросли, и, к сожалению, продолжат увеличиваться.

Эксперты предрекают стремительный рост долгов муниципальных образований и регионов, что может привести к их банкротству.

В связи с тем, что уменьшаются отчисления в бюджет государства регионами налогов с прибыли, дефицит бюджета неуклонно вырастет. Чтобы этого избежать, правительству вновь придется сократить расходы.

Немного из истории

Дефолт появился вместе с возникновением бюджета государства, который формируется и в том числе за счет внешних и внутренних займов. Так как правительство является гарантом исполнения обязательств, оно может отказаться от долгов в любой момент и совершенно безнаказанно, в отличие от компаний и граждан. Однако если такие ситуации происходят часто, это подорвет доверие кредиторов, и в следующий раз не дадут денег. Поэтому дефолт все же остается крайней мерой для урегулирования ситуации в стране.

История знает немало примеров, когда обанкрочивались целые страны. Так, в 2001 году в Аргентине случился мощный дефолт, который спровоцировал смену нескольких правительств. Изначально для нормализации ситуации была произведена замена старых ценных бумаг новыми с большей датой погашения и меньшей прибылью. Мера не возымела успеха. Граждане вышли на улицы.

Рис. 3. Аргентина, 2001

Тогда для погашения долгов Аргентина стала использовать средства пенсионного фонда страны, операции с иностранной валютой попали под запрет. Начались волнения внутри государства, уровень жизни резко упал, экономика ослабла, долги выросли, предприятия обанкротились, а государству ничего не оставалось сделать, как объявить дефолт, на тот момент он был крупнейшим в истории и составлял 132 млрд долларов. Немногим позже, в 2002 году, над страной снова нависла новая угроза, однако в этот раз ситуация разрешилась с меньшими потерями.

Наиболее частая причина для дефолта страны – отказ платить по долгам предыдущего правительства. Эта причина была названа при приходе советской власти в Российскую Империю. Большевики отказались погашать обязательства монархии, однако со временем часть долга закрыли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector