Что такое договор концессии простыми словами
Содержание:
Содержание договора франшизы и других документов: подводные камни
Соглашение между сторонами оформляется письменно, а в качестве объекта сделки выступают права на применение интеллектуальной деятельности, опыта и репутации. В документе прописываются:
- данные сторон;
- предмет сотрудничества и период действия договора;
- размер вознаграждения;
- права и обязательства;
- тонкости разрешения спорных ситуаций;
- адреса и контакты;
- дата и подпись.
Состав договора индивидуален и зависит от условий франчайзи. При оформлении документа нужно понимать, какие подводные камни могут быть при подписании бумаги. Сразу отметим, что стороны подписывают два договора. Кроме обычного (по франшизе), оформляется корпоративное соглашение.
Договор франшизы
Ключевое внимание уделяется оформлению договора. Здесь имеется несколько моментов, которым нужно уделить внимание:
Название. Документ часто позиционируется как договор по оказанию услуг и информационному сопровождению. Сама формулировка должна быть более четкой. Это же касается предмета соглашения, где прописываются задачи франчайзи.
Планируемый результат. Часто в договорах прописываются расплывчатые формулировки. Желательно, чтобы указывался точный результат, которого можно достигнуть в процессе взаимодействия.
Права и обязанности. Здесь франчайзер должен указать реальные обязательства
Особое внимание должно уделяться открытию компании, найму директора, снятию офиса, поиску клиентов и т. д
Набор услуг перечисляется с учетом выбранного тарифного плана. Некоторые продавцы франшизы указывают эти данные в приложении к договору, но тогда в основном «теле» документа должна быть точная ссылка на интересующий пункт. Необходимо прописывать реальные сроки и ответственность стороны, а невыполнение условий должное вести к санкциям (к примеру, в виде штрафа). Договора франшизы часто напичканы пустыми словами в виде «качественно», «своевременно» и т. д. Без уточнения они не имеют значения.
Иными словами, формулировки договора франшизы должны быть четкими с точным перечислением прав и обязательств, цифрами, сроками и размерами наказания. Расплывчатость — главный бич таких документов.
Соглашение по созданию компании
Вместе с договором франшизы часто оформляется еще один документ — соглашение о создании компании
Здесь нужно обратить внимание на такие нюансы:
- Название. При открытии фирмы несколькими лицами оформляется учредительный договор, который передается в ФНС и получает юридическую силу. Формулировки типа «соглашение об открытии хозяйственного общества» недопустимы, ведь они не предусмотрены законодательством.
- Формулировки. Все определения должны быть юридически грамотными и не вводить в заблуждение. Главная проблема таких соглашений — размытость всех формулировок, из-за чего впоследствии не удается защитить свои права.
- Ссылки на договор франшизы. При оформлении соглашения должны быть точные ссылки на те или иные пункты основного документа. Если фразы повторяются в разной формулировке, это может вызвать вопросы и споры в будущем.
Составление договора и соглашения — задача продавца франшизы, а франчайзи должен проверить его содержание и быть внимательным к наполнению
Особое внимание стоит уделить финансовой составляющей, правам и обязательствам сторон
Большинство франчайзеров составляют договор на скорую руку в расчете на то, что получатели услуги не будут изучать документ. В таком случае могут возникнуть трудности и конфликтные ситуации, требующие оперативного решения.
Понятие франчайзинга
В общем смысле, франчайзинг — это «аренда» товарного знака или коммерческого обозначения. Использование франшизы регламентируется договором между франчайзером (тот, кто предоставляет франшизу) и франчайзи (тот, кто её получает). Содержание договора может быть различно, от простого до очень сложного, содержащего мельчайшие подробности использования товарного знака. Как правило, в договоре регламентируется сумма отчислений за использование франшизы (она может быть фиксированная, единоразовая за определённый период, составляющая процент от продаж). Требование отчислений может и отсутствовать, но в таком случае франчайзи обязуется покупать у франчайзера определённое количество товара/работ/услуг.
Отдельным пунктом договоров могут служить условия использования товарного знака/бренда. Эти требования могут быть как очень простыми (например, франчайзи имеет право использовать бренд в конкретной отрасли), так и жёсткими (например, франчайзи обязуется использовать оборудование в магазине в точном соответствии с требованиями франчайзера — от размеров и цвета полок до униформы персонала).
Филип Котлер выделяет следующие моменты франчайзинга:
- Франчайзер получает отчисления за использование своего товарного знака, ноу-хау, часто обеспечивает поставки сырья, компонентов, обучение персонала.
- Франчайзи покупает (выплачивает взносы) право ведения бизнеса по схеме, разработанной франчайзером. Франчайзи сам несёт затраты на подготовку, запуск и работу своего участка.
- Франшиза — система, описывающая все аспекты и условия ведения бизнеса, чтобы он соотвествовал требованиям франчайзера.
- Паушальный взнос (с нем.die Pauschale «толстый кусок») — стоимость франшизы, фиксированная сумма, которую франчайзи платит франчайзеру на начальном этапе. Составляет: 9-11 % от общих стартовых затрат. Включает: бизнес-бук (регламент организации деятельности), бренд-бук (правила построения и использования элементов фирменного стиля, рекламы), управление и обучение персонала, методики продаж, рецептуры и технологии, формы учёта, отчётности, инструкции и т. д.
- Роялти — ежемесячный платёж за использование товарных знаков, патентов или иных авторских прав, принадлежащих франчайзеру. Может составлять 2-6 % от оборота/выручки или быть фиксированной суммой.
- Рекламный взнос — ежемесячный платёж для проведения глобальных рекламных и маркетинговых кампаний. Может составлять 1-3 % от оборота/выручки или быть фиксированной суммой.
Критерии выбора франшизы
- Длительность работы франчайзера. Важен опыт работы компании франчайзера до начала его франчайзинговой деятельности, чтобы был виден результат предлагаемой бизнес-технологии.
- Наличие собственных удалённых подразделений (филиалов). Франчайзер должен иметь опыт тиражирования бизнеса, администрирования и руководства удалённых объектов.
- История франчайзинговых точек. Большие интервалы между франшизами, малое количество франчайзи за длительный период требуют более детального изучения специфики бизнеса.
- Наличие обязательных платежей, их размер. При слишком низкой цене, скорей всего это дилерство по реализации товаров франчайзера.
- Интеллектуальные наработки. Отсутствие прописанной методики главной деятельности должно вызвать сомнения по отношению к франчайзинговому предложению.
Что означает понятие «коммерческая концессия»
Коммерческая концессия основана на маркетинговой концепции, которая может быть принята организацией в качестве стратегии расширения бизнеса.
В зарубежном законодательстве коммерческая концессия имеет название франчайзинг. Вслучае реализации договора франчайзер лицензирует свои ноу-хау, интеллектуальную собственность, бизнес-модель, бренд и право продавать свои фирменные продукты или услуги франчайзи.
Франчайзи – это юридическое или физическое лицо, которое приобретает возможность использования бизнеса или торговой марки франчайзора. Взамен франчайзи оплачивает сборы и соглашается выполнять определенные обязательства, как правило, изложенные в договоре франшизы.
Слово «франшиза» имеет англо-французское происхождение от франка, что означает «свободный». Для франчайзера использование франчайзинговой системы является альтернативной стратегией роста бизнеса. Более простое и выгодное по сравнению с расширением через корпоративные торговые точки или сетевые магазины.
Тридцать три страны имеют законы, которые прямо регулируют франчайзинг. При этом большинство других стран имеют законы, которые прямо или косвенно влияют на франчайзинг. Договор также используется в качестве способа выхода на зарубежный рынок.
Типы концессионных соглашений
В международной практике выделяются следующие типы концессионных соглашений:
- BOT (Build — Operate — Transfer) — «Строительство — управление — передача». Концессионер осуществляет строительство и эксплуатацию (в основном — на праве собственности) в течение установленного срока, после чего объект передаётся государству;
- BTO (Build — Transfer — Operate) — «Строительство — передача — управление». Концессионер строит объект, который передаётся государству (концеденту) в собственность сразу после завершения строительства, после чего он передаётся в эксплуатацию концессионера;
- ВОО (Build — Own — Operate) — «Строительство — владение — управление». Концессионер строит объект и осуществляет последующую эксплуатацию, владея им на праве собственности, срок действия которого не ограничивается;
- ВООТ (Build — Own — Operate — Transfer) — «Строительство — владение — управление — передача» — владение и пользование построенным объектом на праве частной собственности осуществляется в течение определённого срока, по истечении которого объект переходит в собственность государства;
- BBO (Buy — Build — Operate) — «Покупка — строительство — управление» — форма продажи, которая включает восстановление или расширение существующего объекта. Государство продаёт объект частному сектору, который делает необходимые усовершенствования для эффективного управления.
Преимущества франшизы для владельца
Франчайзер получает массу преимуществ в результате сдачи части собственного бизнеса в аренду в пределах термина франшизы. Особого внимания заслуживают следующие достоинства франчайзинга для франчайзера:
Масштабирование бизнеса без трудностей. При расширении бизнеса за счет продажи франшизы у владельца компании нет необходимости открывать новые отделы менеджменты, нанимать новых сотрудников и тратить время на организацию их работы. В качестве региональных менеджеров в этом случае выступают покупатели франшизы, ведь организационные моменты полностью лежат на них.
Формирование неиспользованного капитала. Так как франчайзи принимают на себя существенную часть затрат по организации, продвижению и контролю приобретенной франшизы, владелец бизнеса эти же расходы с себя снимает. В результате, часть выручки, которая без сдачи бизнеса в аренду ушла бы на его развитие и масштабирование, может быть потрачена на выполнение иных важных корпоративных целей.
Незатратная реклама торговой марки. Так как продажа франшизы предполагает захват новых рынков и территорий, вполне закономерно, что это приводит к продвижению бренда. Когда франчайзи открывают филиалы, торговые точки или заведения франчайзера в своих населенных пунктах, они делают бизнесу хорошую рекламу. Сам владелец компании при этом не несет никаких затрат, и даже получает роялти.
Увеличение объемов продаж. Так как договор франшизы предполагает обязанность франчайзи закупать определенные партии товара с должной регулярностью, у владельца компании появляется постоянный источник сбыта. Благодаря стабильности такого источника, франчайзер получает возможность строить долгосрочные планы по развитию собственного бизнеса и достижению главных корпоративных целей.
Конечно, продажа франшизы несет для владельца бизнеса и определенные риски. Например, франчайзи может оказаться недобросовестным или недостаточно подготовленным к ведению бизнес-деятельности. В конечном итоге, это может привести к провалу, ухудшению репутации компании, а в особо тяжелых случаях и к судебным разбирательствам. Несмотря на наличие этих рисков, франчайзинг – распространенное явление у крупных фирм.
Концессионные соглашения — что это такое?
Рассмотрим вначале пример:
Допустим, субъект РФ решил построить платный скоростной автобан, используя инвестиционные вложения. В объем строительства входят также все необходимые дорожные сооружения и объекты для эксплуатации, обслуживания и ремонта дороги. Автобан вместе со всеми входящими в него объектами должен остаться в государственной собственности. Между субъектом и инвестором заключается соглашение, при котором:
- инвестор обязуется осуществить строительство дороги, вовремя её ремонтировать, поддерживать в рабочем состоянии в зимний и летний периоды;
- субъект со своей стороны даёт право инвестору на протяжении определенного срока владеть и пользоваться дорогой, получая от ее эксплуатации доход. По истечении срока договора, инвестор утрачивает права владения и пользования объектом.
Имущество может быть только недвижимым, или недвижимым и движимым (если движимые объекты необходимы для обеспечения эксплуатации недвижимого имущества).
Стороны концессии
- Сторона-правообладатель, передающая права владения и пользования имуществом другой стороне за денежное вознаграждение, называется концедентом. В роли концедента выступает государство, субъект РФ или муниципальное образование.
- Принимающая сторона (ИП, коммерческая организация) — это концессионер, который создав, реконструировав, введя в эксплуатацию объект, регистрирует права управления им с целью возмещения вложенных средств.
Типы концессии в международном праве
В мире существуют пять разных схем концессии:
- Строительство (Build) <->Управление (Operate) <-> Передача (Transfer) (аббревиатура по первым буквам ВОТ): концессионер строит объект и на время получает возможность управлять им на правах собственника, после чего передает его обратно концеденту.
- Строительство (Build) <-> Передача (Transfer) <->Управление (Operate) (ВТО): построив объект, концессионер сразу передает его концеденту, тот регистрирует права собственности и передает имущество обратно инвестору в управление.
- Строительство (Build) <->Владение (Own) <-> Управление (Operate) (ВОО): по завершению стр-ва объекта концессионер владеет им и управляет неограниченный период времени (хотя собственником является государство).
- Строительство (Build) <->Владение (Own) <-> Управление (Operate) <-> Передача (Transfer) (ВООТ): то же, что и в схеме выше, но право владения и управления устанавливается на какой-то срок, после чего происходит трансфер объекта государству.
- Покупка (Buy) <-> Строительство (Build) <-> Управление (Operate) (ВВО): частное юридическое лицо (концессионер) покупает объект у государства, совершенствует, реконструирует его и затем управляет им. Фактически — это узаконенная форма продажи государственной собственности частным лицам.
Недостатки франчайзинга
- Франчайзи вынуждены следовать правилам и ограничениям, установленным франчайзером, даже если они не приносят максимальной пользы бизнесу.
- Франчайзи часто обязаны закупать сырьё и продукцию у поставщиков, назначенных франчайзером, что может ограничивать их доступ к свободному рынку и вынуждать покупать сырьё и продукцию по завышенным ценам.
- Для франчайзи могут быть установлены жёсткие ограничения на выход из бизнеса, включая запрет на открытие конкурирующих организаций в течение определённого срока или на определённой территории.
- Франчайзи редко могут оказать влияние на вопросы централизованного маркетинга и рекламы, но при этом могут быть вынуждены оплачивать централизованные маркетинговые и рекламные кампании. Таким образом, их средства могут использоваться не в их лучших интересах.