Причины возникновения маргиналов и люмпенов. их отличия

Известные личности

Яркий пример маргинальных личностей – заселение целых кварталов нью-йоркскими эмигрантами, китайцами Чайна-Тауна и русскими Брайтон-Бич. Многие приезжие не могут влиться в американское общество, сменить свои ценности на новые. Причиной этого служит их сложившийся менталитет.

Ещё одним примером является российское общество, в 90-х годах 20 века разделившееся на две группы. К одной относились представители низших слоёв общества, к другой – новых русских. И тех, и других называли маргиналами.

Маргинальными личностями считались известные во всём мире писатели, поэту, учёные, художники. При жизни несхожесть с остальными представителями общества, непонимание их взглядов, творчества заставляла социум относить их к умалишённым, изгоям.

Современный мир выделил ещё одну группу – людей, всё свободное время отдающих компьютеру, живущих в виртуальной реальности.

К примерам маргиналов в истории относят:

  • Диогена – философа Древней Греции;
  • С. Разина – казака с Дона, возглавившего восстание крестьян, произошедшее в 1670-1671 гг.;
  • Е. Пугачёва – украинского крестьянина, под предводительством которого прошло крестьянское восстание на Подолье в 1813-1835 гг.

В литературе существуют свои маргинальные личности. Таковыми считают:

  • Дж. Мориарти – из «Цикла произведений о Шерлоке Холмсе» Артура Конана Дойля;
  • О. Бендера – из «Двенадцати стульев» Ильфа и Петрова;
  • П. Шарикова – из «Собачьего сердца» Михаила Булгакова;
  • Р. Раскольникова – из «Преступления и наказания» Фёдора Достоевского;
  • Е. Базарова – из «Отцов и детей» Ивана Тургенева.

В любом обществе в любое время встречались маргиналы. Каждый полноправный член общества должен поступать так, чтобы у маргинальных личностей были условия для того, чтобы нормально, полноценно жить в социуме.

Значение «Люмпены» в словарях

Люмпены


Социологический словарь
все деклассированные слои населения (преступники, проститутки, бродяги и др.).

Люмпены


Исторический словарь
— Люмпен-пролетариат — деклассированный слой людей: бродяги, нищие, бомжи и т. д.

Люмпены


Социологический словарь
— социальный  слой, пребывающий па дне общества и глубоко сочувствующий революционной идее перевернуть общество  вверх дном.

Похожие слова в словарях

Люмпен

Политический словарь

(от нем. Lumpen — лохмотья), термин введен К. Марксом для обозначения низших слоев пролетариата. Позднее «люмпенами» стали называться все деклассированные слои населения (бродяги, нищие, уголовные элементы и др.). «изация общества» означает увеличение доли этих слоев в населении и распространение психологии люмпенов в условиях социального кризиса.

Люмпен

Политический словарь

( нем. Lumpen лохмотья) — деклассированный человек, полностью выброшенный из общества утерявший обычные ценности, нормы стандарты отношений и поведения (нищий, бомж, преступник и т.п.).

Люмпен

Бизнес словарь

лицо, не имеющее никакой собственности и живущее случайными заработками.

Люмпен

Социологический словарь

— деклассированный  человек, полностью выброшенный из общества и утерявший обычные ценности,  нормы,  стандарты отношений и поведения (преступник, нищий, бомж) .

Люмпен

Социологический словарь

– деклассированный  человек, полностью выброшенный из общества и утерявший обычные ценности,  нормы,  стандарты отношений и поведения (преступник, нищий, бомж  и т.п.).

Люмпен

Экономический словарь

лицо, не имеющее никакой собственности и живущее случайными заработками.

Люмпенизация

Социологический словарь

— процесс  перехода высших и средних слоев рабочего класса  (а иногда и представителей других классов) в нижний слой рабочего класса.

Люмпенизация

Философский словарь

— процесс превращения личности в люмпена, движение в рамках дуальной оппозиции: получение доходов, средств к жизни в своей исторически сложившейся группе, социальном слое — способность рассматривать любую группу, любые культурные ценности как возможное средство существования, как условие иждивенчества. Л. включает отказ от санкционированного обществом образа жизни, способа существования. Развитию Л. способствовал террор, уничтожавший наиболее умелую, квалифицированную часть любой группы без исключения, носителей наиболее развитых форм труда. Л. нельзя смешивать с переходом из одной социальной группы в другую, в особенности в группу, требующую более сложной квалификации, абстрактной формы деятельности, например превращение крестьянина в чиновника. Такое смещение оставляет без внимания самое главное в этом переходе: культурные истоки способности стать чиновником, т. е

способность крестьянина к совершенно чуждой ему форме деятельности, общения и, что еще более важно, истоки способности бывшего крестьянина наложить на государственную жизнь свои старые ценности, подчинить всеобщность государственной жизни локальным ценностям, способность рассматривать государство как сферу «кормления от дел», свое учреждение — как особый локальный мир, нечто вроде своей деревни, противостоящей другим деревням, всему обществу и т. д.

Люмпенизация

Социологический словарь

— социально-регрессивное явление, характерное, как правило,  для общества катастрофного типа и заключающееся в полном выпадении людей из социальной жизни и одновременным формированием обширного «социального дна», состоящего из обездоленных, обнищавших слоев населения

Д.В. Куницкий

Люмпенпролетариат

Социологический словарь

— англ. subproletariat; нем. Lumpenproletariat. Соц. слой деклассированных людей без определенного занятия и постоянной работы, находящихся на грани преступного мира. Л. характеризуется состоянием  хронической нищеты, отсутствием собственной полит, позиции и организации. МАГ (от греч. magos — жрец) — англ. magus; нем. Magier. Человек,  к-рому приписывается способность воздействовать на людей, явления природы для достижения желаемого эффекта.  См. МАГИЯ. 

Люмпен-пролетариат

Социологический словарь

— нижний слой рабочего класса,  лишенный собственности, постоянного трудового дохода  и основных атрибутов образа  жизни рабочего класса

Андеркласс как социальная группа

В научных кругах есть два подхода к рассмотрению маргинальных слоев населения: американский и европейский. Первый рассматривает андеркласс как группу асоциальных элементов, у которых нет легальных источников доходов. Его пополняют несовершеннолетние преступники, отчисленные из школы учащиеся, малолетние наркоманы и т. д. Согласно европейскому подходу, люмпен – это представитель самого бедного слоя населения. Считается, что из-за того, что у них нет достаточно ресурсов для поддержания нормальных стандартов питания и времяпрепровождения, они оказываются исключенными из общества. Известный социолог П. Таунсенд аргументирует это тем, что беднейшие слои со временем обязательно пополняют нелегальные группировки.

Характеризуя российское общество, Н. М. Римашевская не использует термин «андеркласс», но выделяет отдельный слой маргиналов. В ее характеристике они отличаются низкой способностью к адаптации и асоциальными установками. В таких реалиях люмпен – это также и представитель криминалитета. Зачастую у данной группы населения есть своя собственная культура, которая передается из поколения в поколение. Поэтому сломать систему не так уж и просто.

Люмпен и люмпены. Примеры употребления

Когда то же самое захотел повторить бессознательный пролетарий, представитель люмпен-пролетариата, то на все помещение затрубил, как из бочки, такой густой голосище, что все вздрогнули. Андрей Белый. «Петербург» (1913-1914)

Кем я показался вам? Погибающим люмпен-пролетарием? Вы решили меня поддержать? Ю.К. Олеша. «Зависть» (1927)

Так это ж просто какой-то уголовный тип. Люмпен. В.П. Катаев. «Миллион терзаний» (1930)

Над городом властвовал порт с его люмпенами — грузчиками, босяками и жлобами.К.Г. Паустовский. «Повесть о жизни. Время больших ожиданий» (1958)

Возможен бунт еще более бессмысленный — бунт городских люмпенов.Давид Самойлов. Общий дневник (1977-1989)

Люмпены — да, быдло — да, бомжи — да, охлос — да, тина, поднявшаяся со дна взбаламученного российского пруда, называйте как хотите…Юрий Нагибин. «Тьма в конце туннеля» (1994)

Происхождение от люмпена или пропойцы считалось самым благонадежным в эпоху диктатуры пролетариата. Ю.А. Сенкевич. «Путешествие длиною в жизнь» (1999)

В начале 90-х нищие молодые люмпены уходили не в революционеры, а в бандиты.Юлия Латынина. Самый угнетаемый и вооруженный класс России» // «Новая газета» (2003)

На Чусовой ныне образовалась большая прослойка своеобразного сельского люмпен-пролетариата, пробавляющегося подсобным хозяйством, разовыми работами и мизерными социальными пособиями (пенсиями). Алексей Иванов. «Message: Чусовая» (2007)

Она купила себе худи, униформу арабско-негритянских люмпенов: мешковатую флисовую куртку с капюшоном и накладными карманами; в ней и ходила, набросив капюшон на голову… Дина Рубина. «Русская канарейка. Блудный сын» (2014)

Люмпен: значение слова

Бывает, что термин «люмпен» путают с другим термином, находящимся примерно в той же социальной плоскости, но в то же время отличающимся рядом особенностей. Это маргинал. Людей с асоциальным поведением, бомжей, преступников в современном обществе принято называть не люмпенами, а именно маргиналами. В современном мире эти два термина стали синонимами, хотя между ними есть различия.

У этих понятий есть только один схожий элемент. Представители обоих этих классов находятся внизу социальной лестницы, в некотором отдалении от остального общества.

Между социальными уровнями

Маргиналы находятся между социальными группами и другими слоями населения, на так называемом краю. Об этом говорит и перевод слова, означающий «находящийся на краю», а пошло определение от слова «край».

Это люди, отошедшие от своей социальной группы, но не сумевшие примкнуть к другой. Это относится как к отдельно взятому индивидууму, так и к группе. Интенсивное появление и увеличение такого класса населения обычно происходит во время революций, когда ситуация в государстве нестабильная, и многие люди не могут решить для себя, какой путь избрать.

Кто это такие

Но при этом не стоит называть так любого человека, не имеющего своего жилья и/или не имеющего постоянного дохода.

Этот термин относится к:

  1. Преступникам.
  2. Нищим.
  3. Пиратам.
  4. Людям, оказавшимся вне остального социума.

Люмпенами могут назвать:

  1. Алкоголиков.
  2. Людей живущий за чужой счёт.
  3. Находящихся за чертой бедности.
  4. Живущих исключительно на пособия от государства.

Значение этого слова стало довольно широко и охватывает многие низшие слои населения. Так называют людей, ведущих асоциальный образ жизни, не обязательно не имеющих квартиры, хотя в определении и указывается на принадлежность люмпенов к категории бомжей.

Не так давно появился термин люмпенизация общества. Как понятно по корню слова, термин «люмпенизация» произошёл от слова «люмпен» и означает увеличение этого слоя общества по отношению к другим слоям.

Социальные и этнические группы

Глобализация постепенно уничтожает государства в привычном понимании этого слова, но пока национальность человека все еще играет значительную роль в его мировосприятии. Внутри каждого государства выделяются свои группы. И на их развитие влияют две противоборствующие тенденции – интеграция и дифференциация. Их основа лежит в психологии человека. С одной стороны, всем нам хочется демонстрировать свою индивидуальность, с другой – быть частью социума. Группы внутри государства выделяются на основе следующих признаков:

  • Пол и возраст. Такие группы называют демографическими.
  • Национальная принадлежность. Каждая этническая группа проживает на определенной территории, имеет свой диалект языка, экономический уклад, менталитет и культуру.
  • Профессия. Для защиты своих интересов трудящиеся объединяются в профсоюзы, образуя отдельные группы.
  • Религиозная принадлежность. Конфессии могут значительно влиять на основы поведения своих прихожан, поэтому каждая может также рассматриваться как отдельная социальная группа.

Кто такие люмпены: корни жизненной философии

Историки определили, что первые люмпены появились еще во времена античности, и породило этот класс рабовладельческое государство. В древнеримском обществе экономика строилась на использовании труда многочисленных рабов, и мелкие землевладельцы, не в силах конкурировать с большими хозяйствами, быстро разорялись. Это породило массовое переселение потерявших землю крестьян в город.

Номинально они обладали всеми правами, как граждане римского государства: могли участвовать в выборах, имели право голоса на городских собраниях. Однако никакой собственности у них не было, и работы – тоже, что вынуждало их поддерживать свое существование за счет «продажи» своих голосов в поддержку богатых клиентов, или оказывать другие мелкие услуги.

Римское правительство решило оказывать материальную помощь этим людям в виде увесистой меры зерна (примерно полтора кг в день), которую они получали по особым спискам.

В одном только Риме люмпен-пролетариат к началу первого тысячелетия насчитывал около 300 тысяч. Он стал принимать активное участие во всех политических и военных потасовках. Не имея собственных конструктивных интересов, эти люди готовы были служить любому – лишь бы обеспечить себе пропитание и получение нехитрых удовольствий.

Виды и причины

Маргиналов можно разделить на несколько видов, которые возникают из-за причин, по которым личность начинает вести маргинальный образ жизни. Это типы представлены следующими:

  1. Этническими: люди, которых различные причины, обстоятельства вынудили отказаться от своего места жительства, перебраться в общество, представленное другими национальностями, народностями, культурой. Наиболее труднопреодолимый вид, поскольку для человека так и остаётся чужой культура, традиции, языки, религия. У него нет возможности произвести изменения внешности, расы, национальности. К этой группе относят потомков от смешанных браков, эмигрантов.
  2. Социальными: появляются при замене одной экономической системы на другую, например, при замене рабства феодализмом, социализма – капитализмом. Люди целыми группами не способны найти себя, им сложно даётся адаптация к новому обществу.
  3. Биологическими: идеальное общество должно проявлять заботу о слабых, больных людях. На самом деле к нездоровым людям, имеющим ограниченные физические возможности или умственные способности — инвалидам, старикам, людям с хроническими болезнями, больным СПИДом, детям с ДЦП — другое отношение.
  4. Экономическими: потерявшие работу, не имеющие стабильного дохода, лишившиеся собственности, жилья; имеющие большой материальный достаток, из-за которого оторваны от остального общества. Данный вид представлен нищими, бомжами, миллиардерами.
  5. Религиозными: представителей данного вида нет среди последователей каких-либо конфессий или неверующих. Это личности, поклоняющиеся собственным идеалам, богам, создающие свои церкви, секты. Этот вид представлен сектантами, пророками.
  6. Политическими: появляются при переломных моментах в истории, в политический кризис. Лишены веры в современных представителей политики, их ценности, идут против существующего строя, не имеют доверия к власти, оказываются в гражданской оппозиции.
  7. Криминальными: люди, не признающие законы, моральные нормы общества, вследствие чего совершающие правонарушения.
  8. Возрастными: представители данной группы появляются, когда между старым поколением и молодёжью теряется связь.

Разные категории люмпенов

Разница присутствует, но в современно русском языке, маргинал стал не самостоятельным классом, а всего лишь ответвлением в классе люмпенов. Сохранив первоначальное определение — вне общества, его отождествляют с представителем низов либо с беспринципным, не соблюдающим норм морали человеком. В словаре последняя категория называется подонками. Сейчас все три определения перемешались между собой, и нет между ними какой-то четкой разграничительной черты.

При этом маргинал — это не обязательно низшая ступень социальной пирамиды, хотя в большинстве случаев это так. И, как говорилось выше, люмпены и маргиналы находятся примерно в одном социальном положении.

Но если углубиться в значение термина, то к маргиналам можно отнести тех людей, которые пришли в общество, отличное от их, от привычного им образа жизни.

Конечно, такие примеры единичны, и в современном обществе подобные отличия не ставят индивидуума против людей. Но, рассматривая определение слова, не стоит забывать о более глубоком значении термина.

Маргиналы

С самого рождения каждого человека начинается его социализация в обществе. Это неизбежный процесс. Сначала ясли, потом школа, ВУЗ и наконец начало трудовой деятельности. Человек заводит семью, обрастает связями и друзьями по своим интересам.

Но иногда люди по различным причинам выпадают из общественного социума. Таких людей можно назвать маргинальными. Они не потеряны для общества, а иногда даже приносят ему больше пользы, чем другие люди.

Слово «маргинал» имеет латинское происхождение. В переводе с латинского  «margo» — это край, граница или грань.

Откуда появился термин «Маргинал» и что этому способствовало

Словари дают разные толкования понятия маргинал. Такие люди находятся в постоянном психологическом и эмоциональном напряжении.  Они не могут определить, к какому слою общества они относятся. По этой причине они часто вступают в конфликты с другими людьми.

Маргиналы не являются низшим слоем общества, просто они вступают в конфликт  с общепринятыми нормами. Имеется много синонимов слова маргинал — деклассированный элемент, изгой, нигилист, неформал.

Большинство людей не остаются на всю жизнь маргиналами. Если их жизненная ситуация меняется в лучшую сторону (им удаётся социализироваться, они заводят семью и друзей или находят хорошую работу), то они перестают быть маргиналами.

Но есть и такие, которые сами не хотят терять статус маргинала и принимать обычную жизнь.

Плюсы и минусы маргинальности

Вообще, слово «маргинал» нельзя воспринимать  как отрицательное клеймо. Просто это человек, не относящийся ни к одной социальной группе. Среди маргиналов числится много знаменитых людей. К ним причисляют даже Иисуса Христа, ведь ему присущи все признаки маргинала. Он отвергал даже все известные на тот момент религиозные течения. Тем не менее он смог внести в общество того времени свои нормы морали и стал знаменитой личностью.

Маргиналом считают и великого русского писателя Льва Толстого. Он не признавал дворянские привилегии, жил в деревне и понимал революционные идеи.

Маргиналом считают и великого ученого, академика Сахарова. Многие писатели, ученые, бизнесмены и государственные деятели достигли высот потому, что были маргиналами. Затем свои достижения они ставили на службу обществу.

К плюсам маргинальности можно отнести:

~ возможность проявить свою индивидуальность без воздействия различных социальных групп, что позволяет им добиться успеха в разных областях

~ их высокую мобильность, ведь они свободны от всяких обязательств и привязанностей

~ их желание социализироваться является дополнительным стимулом для достижения выдающихся результатов в бизнесе и науке.

К минусам маргинальности можно отнести:

~ это явление провоцируют тяжёлые общественные потрясения (смены государственного строя, войны и экономические кризисы)

~ маргиналу тяжело социализироваться

~ маргинальность часто толкает людей на крайности (на нарушение законности и порядка).

Считается, что маргиналы подразделяется на 6 типов

  1. Экономические

Они могут быть бедными или очень богатыми. И те и другие вступают в конфликт с окружающими людьми и обществом. Одни еле сводят концы с концами и поэтому всех ненавидят, а другие могут позволить себе всё и хотят показать свое превосходство. Наибольшее количество экономических маргиналов появляется во время финансовых потрясений.

  1. Политические

Маргиналов этого типа не устраивает общественно-политический строй и связанные с ним законы. Они составляют активную оппозицию государственной власти и готовы способствовать любым политическим катаклизмам. По этим же причинам очень часто покидают страну или становятся беженцами.

  1. Социальные
  1. Этнические

Таким маргиналам приходится труднее всего. Ими становятся по разным причинам. Очень часто в результате эмиграции. Эмигранту очень трудно адаптироваться к образу жизни в другой стране. Ещё одну группу  таких маргиналов составляют выходцы из межнациональных браков. Также, этническими маргиналами часто становятся представители национальных меньшинств — общество их отвергает.

  1. Религиозные

Это касается людей, которые не признают традиционных религий или признают сомнительные религиозные течения.

  1. Биологические

Это люди, пораженные смертельными недугами или трансгендеры. Например, большинство людей враждебно относятся к ВИЧ-инфицированным.

След в русской литературе

Выделяются маргиналы и люмпены своей особенной психологией, достаточно ярко запечатленной в нашей классической литературе, например, у Максима Горького, описавшего, кто такие люмпены. В пьесе «На дне» он собрал представителей всех социальных прослоек: Барон – из дворянства, Актер – из людей искусства, Сатин – из технической интеллигенции, Бубнов – из мещан, Лука – из крестьян, а Клещ – из пролетариев.

Но не всех маргиналов можно отнести к люмпенам. Достаточно быть не согласным с установками своего круга, оставаясь внешне на той же социальной ступеньке. Так, в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?», на самом деле, жить плохо всем – от священников до холуев.

Если с этой позиции рассмотреть героев «Вишневого сада» Чехова, то все они подпадают под определение маргиналов: помещики, которых обстоятельства заставляют продавать землю; прислуга, с которой расстаются; лакей, до сих пор переживающий отмену крепостной зависимости; студент-недоучка, грезящий о революции.

Горький составил психологический портрет представителя еще одного варианта маргинальности – человека, который бунтарски «выламывается» (писательское определение) из своего классового окружения, категорически не принимая его ценностей, и в то же время, продолжая с успехом выполнять свои профессиональные функции («Егор Булычев и другие»).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector