Доходность облигаций: виды и расчет
Содержание:
Классификация
Какие виды облигаций существуют? Их можно классифицировать по эмитенту, сроку обращения, типу дохода, конвертируемости, валюте, целям выпуска, рейтингу (определяется рейтингом кредитоспособности эмитента).
В зависимости от срока, на который они выпускаются, различают:
- краткосрочные, выпускаемые на срок до 1 года;
- среднесрочные, выпускаемые на срок от 1 года до 5 лет;
- долгосрочные, выпускаемые на срок от 5 до 15 лет.
В зависимости от того, что является обеспечением облигаций, различают:
- обеспеченные (закладные) – облигации, обеспеченные залогом конкретного имущества: если эмитент не выполняет своих обязательств перед владельцами бумаг, то они могут потребовать продажи заложенного имущества, чтобы вернуть свои деньги;
- необеспеченные облигации – по ним эмитент никакого обеспечения не предоставляет, а надежность бумаг определяется общим финансовым состоянием компании.
Крупные хорошо известные компании обычно выпускают необеспеченные облигации, так как их репутация сама по себе является гарантией исполнения обязательств.
Ипотечные облигации обеспечены залогом недвижимости. Их достоинство в том, что залог, как правило, не обесценивается. С течением времени земля и недвижимость в цене только растут. Осторожные инвесторы вкладывают свои свободные денежные средства в покупку ипотечных облигаций.
По типу выплаты вознаграждения (дохода) различают облигации:
- купонные – по ним выплачивается купон, который может фиксированным или с плавающей ставкой;
- дисконтные (бескупонные) – доходом является разница между номинальной стоимостью и ценой продажи.
Также купонные облигации могут предусматривать амортизацию – периодическую выплату части номинала. Каждая выплата снижает номинал, пока в дату погашения он не достигнет нуля.
Эмитентами облигаций в нашей стране могут выступать органы государственной власти (Министерство финансов, правительства регионов), органы местного самоуправления (администрации городов), а также юридические лица (хозяйствующие субъекты), которые несут обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных этими ценными бумагами. Соответственно облигации делятся на:
- государственные;
- муниципальные;
- корпоративные.
Некоторые выпуски облигаций могут предусматривать возможность обменять их на другие долговые инструменты или на обыкновенные акции. В зависимости от наличия такого права различают облигации:
- неконвертируемые – их нельзя обменять на другие ценные бумаги;
- конвертируемые – дают держателю право обменять их на определённое число обыкновенных акций или других долговых инструментов данного эмитента по заранее оговоренной цене (цена конвертирования).
Как происходит выплата
Выплаты купонного дохода чаще всего производятся на брокерский счет, с которого была куплена долговая бумага. В некоторых случаях зачисления могут поступать и на банковский счет. Некоторые финансовые агенты предоставляют возможность пользоваться моментальным реинвестированием купонных доходов.
Где смотреть доход облигаций
Посмотреть доход по своим инструментам можно прямо в торговом терминале или запросить у брокера специальный отчет. Там будет видна ликвидная стоимость биржевых бондов, НКД, произведенные до этого момента выплаты и т.д.
Налоги
Если по облигациям предусмотрено удержание налога, то брокер сделает это автоматически. При этом самому инвестору никаких дополнительных деклараций заполнять не нужно. Исключение – инвестиции в зарубежные инструменты.
Номинал облигации и её цена
Теперь самое интересное: цена
Важно понимать, что номинал облигации и её цена — две разные вещи. Номинал не меняется, мы помним, спасибо
Это размер долга. А вот цена долговой расписки определяется исключительно тем, сколько за неё согласны платить.
Сперва разберёмся с размерностью. При
торговле долговыми расписками товаром являются деньги, поэтому в биржевых
сводках цену облигаций указывают как процент от номинала. Так удобнее считать.
Если цена 98, значит, облигация стоит 98% от номинала, то есть $980 при номинале
$1 000.
Кстати, об удобстве. Для долей процента
упёртые в своём консерватизме американцы используют не десятичные дроби, а
простые со знаменателем 8. Они не пишут 88.875. Они пишут 88 и 7/8. Если
точности не хватает, используют знаменатель 32.
Эмитент обычно продаёт облигации по
100, то есть по номиналу. А вот у перекупщиков цена может быть какой угодно.
Почему за одни и те же облигации в разное время платят разные деньги? Ведь и
номинал, и купон остаются неизменными. Чтобы ответить на этот вопрос, поговорим
о пресловутых учётных ставках, то есть о цене на деньги.
Фасад здания фондовой биржи NYSE (AMEX)
Под какой процент банки выдают кредиты?
В теории это зависит от состояния экономики. При расцвете и бурлении, когда
стартапы растут как грибы, денег не хочет занять только ленивый: люди верят,
что сумеют ловко пустить их в оборот. Деньги становятся ходовым и дефицитным товаром.
Цена на их аренду растёт. Банки, радостно потирая руки, начинают давать кредиты
под конские проценты — и всё равно за ними выстраивается очередь. Причём здесь
облигации? А при том, что эмитенты — те же банки, только наоборот. Если банки
дают кредиты, то эмитенты берут. Поэтому эмитенты тоже начинают рисовать на
облигациях жирные купоны, чтобы привлечь покупателей.
Но вот наступает застой, витрины
заколачивают фанерой, и отцы нации говорят, что тяжело, но вы терпите. Спрос на
деньги падает. Кредиты под высокие проценты брать никто уже не хочет, ибо придётся
как-то отдавать, а с каких, спрашивается, барышей, если витрины заколочены?
Купоны на облигациях в такие времена становятся столь ничтожны, что на них
смотреть противно. И теперь представим себе, что у нас на руках облигации с
конскими купонами в 5%, купленные у эмитента Мити позапрошлой весной, когда
цвели акация и коммерция, а сейчас на улице кризис, февраль, достать чернил и
далее по тексту. Эмитент Митя тоже не такой, как вчера: выпуская облигации, он рисует
на них уже не 5% купона, а какие-то дрянные 3%, ибо он не дурак подписываться
на 5%, когда на улице февраль и кризис. Правда, со старыми облигациями он
ничего поделать не может и, стиснув зубы, ежегодно отсчитывает ухмыляющимся
держателям по 5%: против договора не попрёшь.
Табличка, повествующая об основании Американского фондового рынка | Benji the Pen
Понятно, что старые облигации доходнее
новых. И если мы решим продать старые на вторичном рынке, то с приятным
удивлением обнаружим, что они идут дороже номинала, потому что у Мити за
номинал можно купить только новые с дрянным купоном. Всё как у классиков
советской эстрады. Старые, по пять, были ну о-о-чень большие. Но по пять.
Таким образом, налицо типичная
ситуация: экономика идёт на спад, учётные ставки понижаются, и рынок реагирует
повышением цен на облигации. В обратную сторону всё работает точно так же.
Термины и понятия
Последуем же примеру Маньки из популярного советского телесериала и зададимся вопросом: как пишется облигация? За образец возьмём типичный американский бонд доцифровой эпохи, ибо именно оттуда вся зараза и пошла. Сначала разберём термины, которые стоят за понятием “облигация”.
Итак, облигация — это документ, бумажный или электронный, в котором указано:
- кто должен
- сколько должен
- кому
- на каких условиях
- когда вернёт
Разберём по пунктам.
Кто должен — это эмитент (issuer). Эмитент рисует облигации на красивой бумаге и пускает в оборот. Люди их покупают, таким образом одалживая ему деньги. От репутации эмитента зависит надёжность облигаций. С проходимцами никто связываться не хочет. Существуют рейтинги эмитентов, основанные на вероятности “кинет — не кинет”; их раздачей занимаются специальные службы, которым почему-то все доверяют. В Америке рулят корпорации Standard & Poor’s и Moody’s. За ваши деньги они предоставят вам исчерпывающую информацию о надёжности любого эмитента. Отличный бизнес.
Нью-Йоркские брокеры.1898 год | The New York Public Library
Сколько — это размер долга или номинал (nominal, par, principal). Номинал современной облигации обычно равен $1 000. Это, вообще-то, дофига, и собрать диверсифицированный портфель не каждому по карману (ещё одна причина популярности фондов-посредников). С течением времени номинал не меняется: сколько написано, столько и вернут.
Кому — это про держателя облигации (bond holder). Держатель покупает облигацию, таким образом одалживая эмитенту кровно заработанные деньги. Эта графа зависит от типа облигации: бывают либо registered (зарегистрированные на конкретное лицо), либо bearer (на предъявителя). Все муниципальные облигации, например, на предъявителя, а корпоративные, как правило, зарегистрированы. Торговать можно и теми, и другими. С зарегистрированными больше возни, зато их невозможно украсть или потерять.
Когда — это дата погашения (maturity). Тот радостный день, когда держатель облигации получит живыми хрустящими деньгами её номинал. Облигации выписывают на 3, 5, 7, 10 лет, до 30. Дата погашения, как и номинал, не меняется. Когда написано, тогда и приходи.
“Бордюрные” брокеры. 1911 год |
The New York Public Library
И, наконец, условия. За любую аренду надо платить, в том числе и за аренду денег. Если, конечно, это не друг, бескорыстно выручивший до зарплаты (хотя и тот будет потом смотреть, как будто ему денег должны). Условия кредита — это купон (coupon), то есть процент от номинала, который эмитент обязуется регулярно выплачивать. Размер номинала, повторим, при этом не меняется. То есть купон — это не постепенное погашение долга. Это именно что плата за аренду. У купона, как и у самой облигации, есть две характеристики: номинал и дата погашения. Номинал купона — это размер годового процента (например, $100 для десятипроцентной облигации с номиналом $1 000). Дата погашения — некий фиксированный день, например, 15 августа. Купоны бывают годовые, полугодовые и т. п.
На облигациях доцифровой эпохи купоны
были в виде бумажных полосок, которые держатель мог периодически отстригать и
предъявлять к оплате. Отсюда выражение “стричь купоны”.
По сути, каждый купон представляет
собой как бы маленькую облигацию с нулевым купоном и может выступать в качестве
независимого финансового инструмента. Такие инструменты получили название strips
(полоски); на бирже ими торгуют, как заправскими облигациями.
Брокеры доцифровой эпохи | United States Library of Congress’s Prints and Photographs division
Купон определяет доходность облигации.
Понятно, что лучше 10%, чем 4%. Купив десятилетнюю облигацию с номиналом $1 000
и годовым купоном 10%, мы за десять лет отобьём $1 000 одними купонами, да
ещё в конце получим обратно $1 000 номинала, то есть всего $2 000.
Стопроцентная прибыль, весьма неплохо. Если, конечно, эмитент не растворится в
едком Манхэттенском тумане, не дождавшись погашения
Понятно, что эмитенты с подмоченной
репутацией рисуют на своих облигациях купоны пожирней, чтобы в извечной борьбе
жадности с осторожностью у первой было больше шансов