Об утверждении положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в рф

Содержание:

Содержание оценки воздействия на окружающую среду

Общие требования к содержанию деятельности по ОВОС предусмотрены Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации.

Определенными в нормативном порядке элементами ОВОС являются:

  • определение общественно значимых характеристик намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
  • выявление и анализ возможных альтернатив достижения целей намечаемой деятельности (в том числе отказа от деятельности);
  • анализ состояния территории, на которую может оказать влияние намечаемая хозяйственная и иная деятельность (состояние природной среды, наличие и характер антропогенной нагрузки и т.п.);
  • выявление возможных воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду с учетом альтернатив;
  • оценка воздействий на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности (вероятности возникновения риска, степени, характера, масштаба, зоны распространения, а также прогнозирование экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий);
  • определение мероприятий, уменьшающих, смягчающих или предотвращающих негативные воздействия, оценка их эффективности и возможности реализации;
  • оценка значимости остаточных воздействий на окружающую среду и их последствий;
  • сравнение по ожидаемым экологическим и связанным с ними социально-экономическим последствиям рассматриваемых альтернатив, в том числе варианта отказа от деятельности, и обоснование варианта предлагаемого для реализации;
  • разработка предложений по программе экологического мониторинга и контроля на всех этапах реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
  • разработка рекомендаций по проведению послепроектного анализа реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

Объекты, которым проводится оценка воздействия на окружающую среду, различаются по характеру и по степени возможного отрицательного воздействия на окружающую среду. В этой связи встает вопрос о детализации и полноте проведения ОВОС. Согласно Положению степень детализации и полноты проведения оценки воздействия на окружающую среду определяется исходя из особенностей намечаемой хозяйственной и иной деятельности и должна быть достаточной для определения и оценки возможных экологических и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации намечаемой деятельности.

Степень детализации и полноты проведения ОВОС определяет заказчик намечаемой деятельности. Однако в процессе проведения государственной экологической экспертизы комиссия может потребовать от заказчика детальнее или полнее провести ОВОС.

Так как законодательство об охране окружающей среды образует предмет совместного ведения органов государственной власти РФ и субъектов РФ, Положением делегируется право субъектов РФ упростить процесс проведения ОВОС. Процесс проведения оценки воздействия на окружающую среду для отдельных видов (категорий) деятельности, не имеющих значимых экологических последствий и являющихся объектом государственной экологической экспертизы уровня субъектов Российской Федерации, может быть упрощен. В этом случае территориальные органы Ростехнадзора разрабатывают соответствующие нормативные документы, регламентирующие проведение оценки воздействия на окружающую среду для этих видов деятельности. При этом соответствующие нормативные документы должны быть согласованы с Ростехнадзором России.

При характеристике содержания ОВОС важно иметь в виду те факторы, которые постоянно учитываются в деятельности по оценке. Прежде всего, важно обладать достоверными данными о состоянии окружающей среды по месту осуществления деятельности

Если, к примеру, в районе предполагаемого строительства экологически опасного предприятия уже превышены нормативы предельно допустимого загрязнения вод или атмосферного воздуха, то будет (во всяком случае, должно быть) весьма проблематичным строительство в нем дополнительного источника загрязнения

С учетом состояния окружающей среды особенно остро встает вопрос об обосновании размещения объекта, принимая во внимание его специфику. Как представляется, на решение влияет или должно влиять не только состояние окружающей среды в смысле ее чистоты, незагрязненности, но и такие физические характеристики местности, как сейсмоопасность, лавиноопасность и т.п

Судебная практика и законодательство — Приказ Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 N 372 Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации

Граждане Т., К. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением об оспаривании данного в части планирования размещения пункта захоронения радиоактивных отходов низкой и средней активности на территории Сосновоборского городского округа Ленинградской области, ссылаясь на то, что оно не соответствует , Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статье 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», , , , , , , , , , , , к Положению об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденному приказом Госкомэкологии России от 16 мая 2000 г. N 372, и нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду.

приказом Госкомэкологии России от 16 мая 2000 г. N 372 «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации» (зарегистрирован в Минюсте России 4 июля 2000 г., регистрационный N 2302).

20. Приказ Госкомэкологии России от 16 мая 2000 г. N 372 «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации».

21. Приказ Минприроды России и Роскомзема от 22 декабря 1995 г. N 525/67 «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы».

Так, на федеральном уровне проведению общественных слушаний предусмотрено Градостроительным кодексом Российской Федерации N 190-ФЗ , Земельным кодексом Российской Федерации N 136-ФЗ , федеральными законами «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» N 184-ФЗ , «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» N 131-ФЗ , «Об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации», утвержденное приказом Госкомэкологии Российской Федерации от 16.05.2000 N 372.

Согласно ст. 9 Закона вопросы организации общественных обсуждений, проведение опросов, референдумов среди населения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе на соответствующей территории, отнесены к полномочиям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. В связи с этим при проверке материалов обсуждений с гражданами и общественными организациями (объединениями) следует руководствоваться, в том числе, нормативным правовым актом органа местного самоуправления, регулирующим отношения в сфере организации и проведения общественных обсуждений и об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденным приказом от 16.05.2000 N 372 (зарегистрирован в Минюсте России 04.07.2000 N 2302) в части, не противоречащей Закону. Все решения по участию общественности оформляются документально. Заказчик обеспечивает проведение общественных слушаний по планируемой деятельности с составлением протокола, в котором четко фиксируются основные вопросы обсуждения, а также предмет разногласий между общественностью и заказчиком (если таковой был выявлен).

Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 16 мая 2000 г. N 372 «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 4 июля 2000 г., регистрационный N 2302) (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2000, N 31).

Материалы по оценке воздействия на окружающую среду, предусмотренные пункта 8 Положения, должны быть составлены в соответствии с об оценке намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденным Приказом Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 N 372.

Задачи экспертизы ОВОС

Из всего вышесказанного следует, что процедура оценки воздействия на окружающую среду позволяет решить следующие проблемы:

  • выявить и детально изучить все возможные последствия хозяйственной деятельности объекта (планируемой или реализуемой) на окружающую среду района;
  • спрогнозировать и оценить изменения флоры и фауны, которые произойдут в результате негативного воздействия намечаемой деятельности;
  • предсказать и классифицировать по значимости экологические и взаимосвязанные социальные, экономические и другие последствия;
  • рассчитать и подготовить хозяйственные решения возможных последствий и предложить способы их реализации.

Разработка проекта ОВОС предполагает использование современного программного обеспечения и высокоточных методик. В частности специалисты применяют средства искусственно-технического формирования последствий.

В целом задачей исследований является не запрещение деятельности, а поиск инструментов предотвращения возможных последствий.

Этапы разработки проекта ОВОС

  1. Сбор исходных данных, составление и согласование технического задания. На этом этапе проведения проекта ОВОС определяется местоположение потенциальных площадок для строительства, проводится сбор информации об особенностях и предварительном состоянии окружающей среды. На основе полученной информации составляется техническое задание, которое предоставляется в органы экологической госэкспертизы. Заказчик несет ответственность за предоставление достоверных исходных данных, а также результатов ОВОС и экологической экспертизы в составе проектной документации, финансирование всех этапов проектирования.
  2. Разработка проекта ОВОС. Раздел содержит обоснование реализации проектного замысла, определение основных источников экологического загрязнения в районе объекта строительства, оценку возможных изменений состояния окружающей среды и выявленных воздействий, разработку мер ООС по предотвращению и смягчению негативного влияния на природную среду. Разработчик проектной документации несет ответственность за соблюдение нормативно-правовых актов и стоимость разработки, полноту и достоверность предоставляемой документации.
  3. Представление и рассмотрение проектной документации при проведении ОВОС. Проект подписывается всеми его участниками и отправляется в органы экологической госэкспертизы на дальнейшее рассмотрение. Для полноты охвата всех вариантов проектируемой деятельности проект проверяется на соответствие «Руководству по оценке влияния на ООС» от 01.01.1992. Заказчик несет ответственность за организацию контактов с госорганами управления и контроля и общественных слушаний по проектному замыслу. Государственные органы контроля природопользования ответственны перед госорганами управления за объективное и своевременное рассмотрение разделов проектной документации, содержащей оценку влияния на окружающую среду.

Дополнительную информацию по разработке и проведении ОВОС и ООС вы можете получить, позвонив по телефонам +7 (909) 955-12-74, (925) 804-10-15 или по адресу, указанному в разделе Контакты.

Расчет ОВОС в Консалтинговой компании «Ноосфера»

Разработка проекта требует глубоких знаний и опыта работы в данной области. Консалтинговая компания «Ноосфера» объединяет команду профессионалов, которые оказывают помощь в составлении различной экологической документации. Кроме грамотного расчета ОВОС нашим клиентам предоставляются следующие преимущества:

  • конфиденциальность полученной информации о деятельности предприятия;
  • комплексный подход к решению задач любой сложности;
  • ответственное отношение к проектам, выполнение всех взятых на себя обязательств;
  • возможность сотрудничества с экспертами смежных отраслей.

Сколько стоит услуга?

Разработка проекта ОВОС для каждой компании является индивидуальным мероприятием. Цены на услуги наших специалистов зависят от специфики работы предприятия и объемов производства. В среднем экспертиза ОВОС занимает две недели, для ее проведения используется современное оборудование, позволяющее повысить точность результатов и снизить себестоимость.

При регистрации на данном сайте разработка проекта ОВОС осуществляется с 5% скидкой.

Когда разрешается не проводить обсуждения?

В некоторых случаях разрешается не проводить процедуру общественных обсуждений по объектам, указанным в ст. 7 Закона № 399-З. Статья 15 Закона Республики Беларусь от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды» относит к ним:

  • проекты, связанные со строительством и эксплуатацией оборонных объектов, объектов военной инфраструктуры;
  • проекты, связанные со строительством и эксплуатацией объектов, сведения о которых отнесены к государственным секретам;
  • проекты в отношении иных объектов в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь и международными договорами Республики Беларусь.

Важно

Процедура общественных обсуждений должна проводиться строго в соответствии с законодательством Республики Беларусь, действующим на момент разработки отчета об ОВОС.

Отклонение от требований законодательства приведет к необходимости повторной организации всей процедуры общественных обсуждений, и, как следствие, несвоевременному согласованию проектируемого объекта в Государственном учреждении образования «Республиканский центр государственной экологической экспертизы и повышения квалификации руководящих работников и специалистов» Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Резюме

  1. Общественные обсуждения по отчету по ОВОС организовываются территориальным исполнительным комитетом и заказчиком планируемой деятельности.
  2. Общественные обсуждения отчетов об ОВОС должны длиться не менее тридцати календарных дней.
  3. Подать заявление о необходимости проведения собрания по обсуждению отчета об ОВОС можно в течение 10 рабочих дней с даты начала общественных обсуждений.
  4. По результатам проведения общественных обсуждений оформляется протокол и сводка отзывов.
  5. Для согласования раздела «Оценка воздействия на окружающую среду» в государственной экологической экспертизе к отчету об ОВОС прилагаются материалы по общественным обсуждениям, а именно: копию решения исполкома о создании комиссии, копию уведомления о проведении общественных обсуждений, копию протокола и сводки отзывов по результатам общественных обсуждений.

На чем базируется проведение ОВОС – 7 главных принципов

Надежды экологов на то, что спад темпов производства, который отмечался в стране в последние годы, положительным образом скажется на экологии страны, не оправдались.

Некоторые руководители объектов хозяйствования, пытаясь минимизировать издержки, экономят как раз на сокращении финансирования природоохранных программ. Все это привело к тому, что ситуация не улучшилась, а по некоторым показателям даже ухудшилась.

Отношение к ОВОС как в нашей стране, так и во всем мире, далеко не однозначное. Большинство воспринимает эту процедуру как благо, которое стоит на пути решения проблем в области охраны окружающей среды.

Однако, есть и те, кто убежден, что ОВОС не что иное, как бюрократическая волокита, тормозящая любые прогрессивные начинания.

Чтобы разобраться и с этим вопросом, рассмотрим основные принципы ОВОС.

Принцип 1. Демократичность

Любому гражданину или общественной организации (объединению) гарантированно право на открытое участие в оценке на всех этапах ее проведения.

Своевременное информирование граждан обо всех изменениях экологической обстановки — основная задача органов власти всех уровней.

Принцип 2. Прозрачность

Все участники процесса проведения экспертизы имеют полный доступ ко всей информации на всех этапах мероприятия.

Кроме того, рядовые граждане и общественные организации должны иметь прямой доступ к результатам оценки и выводам компетентных органов.

Принцип 3. Определенность

Факторы, оказывающие существенное влияние на производственную деятельность в ходе проведения ее оценки, рассматриваются в общей взаимосвязи.

Выводы экспертной комиссии должны быть определёнными и однозначными.

Принцип 4. Надежность

Каждый исследуемый объект рассматривается как потенциально опасный, пока не будет доказано иное.

Оценка проводится поэтапно, исключительно на основе положений действующего законодательства. Любые отклонения недопустимы.

Принцип 5. Рентабельность

Стоимость проведения работ должна соответствовать сложности оцениваемого объекта. Любая необоснованная широкомасштабная и долгосрочная оценка за счет средств инициатора недопустима и противоречит действующему законодательству.

Как показывает практика, затраты на оценку воздействия на окружающую среду крайне редко превышает 1-3% от общей стоимости проектных работ.

Принцип 6. Гибкость

В ходе проведения ОВОС в обязательном порядке должны быть рассмотрены все возможные варианты дальнейшего направления развития деятельности, в том числе и альтернативные.

Если в ходе оценки принято решение о том, что деятельность или объект представляет потенциальную опасность для окружающей среды, то владельцу должна быть предоставлена возможность подкорректировать свою деятельность так, чтобы она не противоречила нормам законодательства о защите окружающей среды.

Принцип 7. Практическая применимость

При принятии окончательного решения выводы, полученные в ходе оценки, должны быть полностью учтены. Ответственные лица, в свою очередь, обязаны руководствоваться требованиями и рекомендациями ОВОС на всем протяжении осуществления своей деятельности.

Дадим краткое определение основных участников процесса ОВОС.

Прежде чем перейти непосредственно к этапам разработки проекта, рассмотрим основные функции участников оценки ОВОС.

Участники ОВОС и их основные функции:

Участник

Основные функции

1

Заказчик Готовит и в последующем утверждает проектную документацию, анализирует общественное мнение, контролирует соблюдение требований природоохранного законодательства
2 Исполнитель Проводит оценку, координирует действия в рамках всех участников процесса, оформляет документы, выработанные в процессе оценки
3 Общественность Изучив проект, высказывает собственное мнение о возможном воздействии на экологию, организует общественные слушания, знакомится с окончательным решением
4 Органы власти Рассматривают предлагаемые заказчиком предложения с последующим принятием по ним решения, определяют границы района проведения оценки, организуют информационную работу с населением, выдают лицензии

Отрасли, для которых раздел ОВОС проводится в полном объёме

  • Нефтеочистительная отрасль. Экологическая оценка проектов обязательна для нефтеочистных заводов и предприятий, оснащенных оборудованием для газификации, сжижения битуминозных сланцев и угля с производительностью более 500 т/день.
  • Тепловые и атомные электростанции. Экологическая экспертиза проектов проводится для предприятий с установками, обладающими тепловой мощностью свыше 300 мВт, и сооружениями с ядерными реакторами.
  • Ядерно-обогатительная отрасль. Экологическая экспертиза проектов обязательна для производств, использующих оборудование для обогащения и регенерации отработанного топлива, а также удаления, переработки и сбора радиоактивных отходов.
  • Металлургия. Проект ОВОС разрабатывается в обязательном порядке для предприятий цветной и черной металлургии с крупногабаритным мартеновским и доменным оборудованием.
  • Переработка асбестсодержащего сырья. Разработка разделов экологических исследований и разработка разделов ООС обязательна для получения, преобразования и переработки асбеста и асбестосодержащих продуктов производительностью свыше 20 тыс. тонн в год, фрикционных материалов – свыше 50 тонн в год, других видов продукции из асбеста – свыше 200 тонн в год.
  • Авто- и железнодорожное строительство. Проведение оценки влияния и ООС при проведении ОВОС обязательно для объектов строительства скоростных магистралей, ж/д дорог дальнего сообщения, взлетно-посадочных полос протяженностью более 2100 метров.

Определение уровня влияния, анализ значимости

Прогноз воздействий и процесс разработки мероприятий по их снижению выступают в качестве одного из составляющих элементов оценки. В ходе процедуры выявляются те влияния, которые практически не учитываются стандартами и нормами, предусмотренными для отдельных источников и сред. К ним, в первую очередь, относят косвенные воздействия, которые носят социально-экономический характер. Результаты прогноза используются лицами, которые принимают управленческие и прочие значимые решения, и другими сторонами. Опираясь на показатели, территориальные распорядительные и исполнительные органы, представители общественности и иные субъекты могут сделать обоснованный выбор из предложенных вариантов намечаемой работы, в том числе и нулевой (отказ от дальнейшей деятельности).

Кем проводится ОВОС – обзор ТОП-3 оценочных компаний

Проведем обзор наиболее авторитетных экспертных компаний, специализирующихся на экологических экспертизах и оценочных мероприятиях.

1) Протос Экспертиза

Протос Экспертиза входит в группу российских компаний «Протос», основанную в 2003 году. За относительно короткий срок работы на рынке компания сумела завоевать лидирующие позиции на рынке оценочных и консалтинговых услуг и сформировать мнение о себе, как об уважаемом и авторитетном эксперте.

Главные принципы компании – компетентность, креативность, ответственность и комплексный подход к каждому клиенту. Специалисты компании имеют опыт проведения работ во всех отраслях промышленности. Список услуг организации постоянно расширяется — «Протос» оказывает услуги не только в сфере промышленной безопасности, но и в области экологического страхования, обучения персонала предприятий.

2) EcoStandard group

Компания работает в своем сегменте рынка с 1997 года. Первой из отечественных компаний получила аккредитацию в международном сообществе U.S. Green Building. Открыты представительства не только в регионах России, но и за рубежом.

EcoStandard group специализируется на оказании услуг по разработки проектной документации, исследованиях и внедрении передовых технологий в области экологии, консультирует клиентов по проблемным вопросам охраны труда.

При необходимости специалисты компании разработают перечень необходимых мероприятий по охране окружающей среды, установят размеры санитарно-защитной зоны. Наличие в штате высококвалифицированных специалистов гарантирует грамотное выполнение работ любого уровня сложности.

3) Эколюкс

Группа компаний «Эколюкс» основана в 2004 году. Основное направление деятельности – оказание услуг в области охраны окружающей среды и оптимизации экологических платежей. За 12 лет работы на рынке услугами компании воспользовалось более 6000 клиентов.

Основные преимущества компании – наличие разрешения на проведение любых типов работ и собственной лаборатории. Специалисты «Эколюкс» готовы предложить своим клиентам услуги по разработке полного пакета разрешительных экологических документов и их быстрое согласование с контролирующими органами.

Читайте подробный материал о независимой оценке.

Разработка проекта ОВОС: цели и этапы процедуры

Оценка воздействия на окружающую среду — это процедура, в ходе которой принимается решение о безопасности проведения организацией запланированной деятельности. Подразумеваются определение возможного неблагоприятного воздействия и потенциальных экологических последствий, а также тщательная разработка мер по их предотвращению или уменьшению. Для осуществления деятельности готовятся ее обоснование и инвестиционное положение. На данных документах и основывается ОВОС. То есть при проведении оценки учитывается вероятность экологической угрозы хозяйственной или другой деятельности предприятия.

Расчет ОВОС состоит из следующих этапов:

  • составляются уведомление, техническое задание и предоставляется предварительная оценка;
  • проводятся исследование и подготовка предварительной документации, разработанной согласно данному техническому заданию;
  • осуществляется подготовка окончательного варианта документов экспертизы ОВОС.

Следует также отметить, что исследования включают оценку потенциального загрязнения атмосферы, акустического воздействия, влияния хозяйственной деятельности на водные ресурсы.

Для этого выполняется экспертиза ОВОС. Также проводится разработка мероприятий, способных минимизировать негативные последствия воздействия предприятия на окружающую среду.

Уполномоченные органы

К ним относят организации и структуры, которые наделяются специальными функциями в рамках проведения оценки влияния на природу или в пределах осуществляемой деятельности в целом. Выделяют три основных направления работы уполномоченных органов:

  1. Контроль над процессом ОВОС. Эту функцию исполняет Минприроды. В его компетенцию входит контроль над соблюдением процедуры и проверка полноты и качества сведений в документации.
  2. Принятие решения по результатам анализа.
  3. Согласование отдельных направлений намеченной деятельности. В этом процессе участвуют специализированные органы, осуществляющие выдачу лицензий, разрешений и пр.

Внутренние системы международных финансовых структур

К таким организациям относят в первую очередь Всемирный банк и Европейский банк развития и реконструкции. Их внутренние контрольные структуры активно применяют экологические процедуры при отборе инвестиционных проектов в государствах Восточной и Центральной Европы, а также в развивающихся странах. Ими выполняется контроль соблюдения установленных требований и необходимых условий заказчиками (инициаторами), претендующими на получение финансовых средств. Внутренние структуры оценивают качество материалов по ОВОС, составляют заключение о целесообразности инвестирования.

Заключение

Оценка воздействия невозможна без анализа показателей функционирования объекта (проектируемого или уже существующего), а также прогнозируемых последствий его работы. После этого необходимо определить величину влияния посредством прогнозирования вероятных изменений и выявление наиболее существенных из них. По возможности, воздействия должны устанавливаться количественно. Задача по выявлению анализу величины и существенности влияния решается с помощью системного анализа. Но в связи с тем, что сам объект оценки представляет определенную сложность, одной этой методики недостаточно. Поэтому на всех стадиях широко применяется экспертный анализ. Заключения специалистов во многих случаях органично дополняют традиционные методы выявления негативных влияний. В некоторых ситуациях знания, профессионализм и опыт экспертов выступают как основной инструмент при выполнении ОВОС.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector