Статья 181 нк рф. подакцизные товары

Акцизный налог

Правовая основа:

1. Закон Республики Беларусь от 19 декабря 1991 г. №1321-Х// «Об акцизах».

2. Инструкция о порядке исчисления и уплаты акцизов (утв. постановлением МНС от 15.03.2002 г. №28)

Акциз — вид косвенного налога, который устанавливается на товары с целью сокращения потребления отдельных товаров (табак, алкоголь), перераспределения доходов, формирования республиканского и местных бюджетов.

Плательщиками акцизов являются организации, включая иностранные организации, участники договора о совместной деятельности, которым поручено ведение общих дел или получившие выручку от этой деятельности до её распределения, а также индивидуальные предприниматели, производящие подакцизные товары; ввозящие подакцизные товары на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) реализующие ввезенные на таможенную территорию Республики Беларусь подакцизные товары.

При производстве предприятиями на территории Республики Беларусь товаров из давальческого сырья и материалов, стоимость которых предприятиями-изготовителями не оплачивается, а расчеты ведутся только за оказанные услуги, акцизы уплачивают предприятия, производящие подакцизный товар.

К подакцизным товарам относятся:

1) спирт промышленный технический и спиртосодержащие растворы;

2) алкогольная продукция;

3) пиво;

4) табачная продукция;

5) нефть сырая;

6) автомобильные бензины, дизельное топливо, иное автомобильное топливо, масло для дизельных и карбюраторных двигателей;

7) ювелирные изделия;

8) микроавтобусы и автомобили легковые (кроме автомобилей, предназначенных для профилактики и реабилитации инвалидов).

Перечень облагаемых товаров и ставки налога устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь.

Ставки налога могут быть:

1) твердые или специфические (установленные в абсолютном выражении на физическую единицу измерения подакцизных товаров);

2) адвалорные (установленные в процентах от стоимости подакцизных товаров);

3) комбинированные (расчет акциза проводят по твердой и процентной ставкам и выбирается наибольшее значение либо применяются одновременно твердая и адвалорная ставки).

Объект обложения акцизами в зависимости от установленных в отношении подакцизных товаров ставок акцизов определяется:

а) по произведенным подакцизным товарам:

как объём произведенных подакцизных товаров в натуральном выражении, в отношении которых установлены твёрдые (специфические) ставки акцизов;

как стоимость подакцизных товаров, определяемая исходя из отпускных цен без учёта акцизов, на которые установлены адвалорные ставки акцизов;

б) по подакцизным товарам, ввозимым на таможенную территорию Республики Беларусь:

как объём ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении, в отношении которых установлены твёрдые (специфические) ставки акцизов;

как таможенная стоимость, увеличенная на подлежащие уплате суммы таможенной пошлины и сборов за таможенное оформление, — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные ставки акцизов;

в) при реализации ввезённых на таможенную территорию Республики Беларусь подакцизных товаров, в отношении которых установлены адвалорные ставки акцизов, — как стоимость (без учёта акцизов) реализованных подакцизных товаров;

г) при реализации ввезённых на таможенную территорию Республики Беларусь без уплаты акцизов подакцизных товаров, в отношении которых установлены твёрдые (специфические) ставки акцизов, — как объём реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении.

При натуральной оплате труда подакцизными товарами собственного производства, обмене с участием подакцизных товаров, их передаче безвозмездно или по ценам ниже рыночных объектом налогообложения являются:

— по товарам, на которые установлены твёрдые (специфические) ставки акцизов, — объём таких товаров;

— по товарам, на которые установлены адвалорные ставки акцизов, — стоимость подакцизных товаров, определяемая исходя из максимальных отпускных цен без учёта акцизов на аналогичные товары собственного производства на момент передачи готовых товаров, а при отсутствии — исходя из рыночных цен, сложившихся в данном регионе на аналогичные товары в предыдущем отчётном периоде.

Алкогольные напитки и табачные изделия, предназначенные для реализации, подлежат маркировке акцизными марками. Стоимость приобретённых акцизных марок относится на издержки обращения предприятия, реализующего указанные подакцизные товары. Порядок маркировки и уплаты акцизов по таким товарам устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.

Сумма акциза включается в цену товара.

Налог за вредность

Вводя акцизный налог на определённые виды товаров, государство пытается акцентировать внимание потребителя на том, что данная продукция нецелесообразна и вредна для населения. В случае негативных последствий государство будет вынуждено затрачивать определенные средства на решение проблемы, связанной с возникновением пагубной зависимости от такого товара

К товарам, которые наносят косвенный и реальный вред здоровью и окружающей среде, можно отнести алкогольные напитки, табачные изделия, производство автомобилей и переработку нефтегазового сырья. Здоровье граждан — их ответственность, поэтому государственные структуры не имеют права вмешиваться в эту проблему напрямую. В связи с этим повышение цены на вредные товары снижает покупательную способность, акцизный налог на алкоголь борется с пьянством, акциз на нефтепродукты уменьшает вредные выбросы в окружающую среду, налог на табачные изделия заставляет население бросить курить. По крайней мере, такова задумка.

Порядок исчисления и уплаты акцизов

Сумма акциза по подакцизным товарам (в том числе при ввозе на территорию РФ) исчисляется по итогам каждого налогового периода в зависимости от вида налоговой ставки, установленной для данного вида подакцизного товара в НК РФ:

  • по товарам, в отношении которых установлены твердые налоговые ставки, — как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы;

  • по товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки, — как сумма, полученная в результате сложения сумм акциза, исчисленных как произведение твердой налоговой ставки и объема реализованных (переданных, ввозимых) подакцизных товаров в натуральном выражении и как соответствующая адвалорной налоговой ставке процентная доля максимальной розничной цены таких товаров.

Исчисленную указанным образом сумму акциза налогоплательщик имеет право уменьшить на налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы акциза, предъявленные продавцами и уплаченные налогоплательщиком при приобретении подакцизных товаров либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию РФ, выпущенных в свободное обращение, в дальнейшем использованных в качестве сырья для производства подакцизных товаров.

Правила применения налоговых вычетов в зависимости от видов подакцизных товаров и операций, совершаемых с ними, установлены в статье 200 НК.

Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур и других документов, установленных в статье 201 НК и подтверждающих произведенные расчеты.

Уменьшенная на налоговые вычеты исчисленная налогоплательщиком сумма акциза подлежит уплате в бюджет.

Уплата акциза при реализации (передаче) налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров по общему правилу производится исходя из фактической реализации (передачи) указанных товаров за истекший равными долями не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, и не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным месяцем, по месту производства таких товаров.

Особенности

Важно дифференцировать данный момент. Налоги на недвижимость, подоходные относятся к прямым налогам

Акцизный сбор же относится к косвенным.

Его можно рассматривать как налог на роскошь, который нужно платить за блага более высокого порядка.

В той степени, в какой имеет место необходимость однородности сообщества, принимается решение о данном виде налогообложения. Акциз может появиться в результате группового процесса принятия решений. В этом процессе кто-то после проведения коллективной дискуссии может согласиться на небольшой перечень товаров (включаются в нее особые категории продуктов), на который и накладывается акциз. Каждый участник принятия коллективного решения, политический лидер, имеет свой собственный набор предпочтений не только для себя, но в идеале и для определенной группы населения. А поскольку результат выбора должен касаться всех в группе, нет никакого способа сделать так, чтобы участники принимали полностью взвешенные решения.

В ряде юрисдикций может высоко облагаться налогом алкоголь, потому что избиратели и политические лидеры считают, что необходимо подвести своих сограждан к воздержанию от употребления алкоголя. Налог на алкоголь или сигареты может быть установлен, поскольку потенциальный налогоплательщик будет понимать, что может уйти от налога, воздерживаясь от пьянства или от курения. В каком-то смысле косвенное налогообложение конкретных товаров влияет на гражданина страны более серьезно, чем прямая разновидность. Это происходит именно из-за его специфичности. Налогоплательщик подмечает, кроме того, возможность выбора. Он имеет доступ к более широкому спектру вариантов действий, чем в случае с прямым налогом. Как правило, люди меньше осведомлены касательно бремени, которое навязывает им косвенный налог.

Налогоплательщики во многих случаях даже не в состоянии различать товары и услуги, которые подлежат специфическому налогообложению, от тех, которые ему не подлежат. Чаще всего лишь единицы в курсе, что налоги составляют большую часть конечной цены предметов роскоши. Обоснованием для акцизов являются, как правило, фискальные соображения. К этой категории можно отнести соображения здоровья (табак, алкоголь), охраны окружающей среды или этическую мотивацию гражданина. С точки зрения количества налогооблагаемых товаров различают акцизы: ограниченные, косвенные и экстенсивные. Количество товаров, которые облагаются акцизным налогом, зависит в целом от уровня экономического развития страны. Как правило, считается, что чем оно ниже, тем шире диапазон акцизных сборов на продукты потребления. Во всех странах Европейского Союза взимаются также налоги с транспортных средств, лотерей и азартных игр, разрешений на охоту и рыбалку.

Общие принципы

Особенностью акцизов выступает тот факт, что они действуют только в отношении некоторых товаров. Существует несколько принципов, по которым определяется продукция, подпадающая под них. В первую очередь следует отметить, что акцизами не облагают изделия первой необходимости. Основное назначение платежа – обеспечение поступлений в бюджет от сверхприбыли, извлекаемой при выпуске высокорентабельной продукции. К ней главным образом относят табачные и алкогольные изделия, а также нефтепродукты

Важно отметить, что вводя этот платеж, государство стремится ограничить употребление продукции, причиняющей потребителям вред. Речь, в частности, о табачных и алкогольных изделиях

Как рассчитывается акциз?

Порядок расчета налога зависит от того, к какой разновидности ставки он принадлежит. Она может быть твердой, адвалорной и комбинированной. Твердая ставка – это конкретно установленная сумма на единицу продукции. Считается от объема подакцизных изделий, который может выражаться в тоннах, литрах. Например, за 1 литр различных видов вин и шампанского нужно платить 5, 14, 18 или 36 рублей. За одну сигару – 188 рублей. Это означает, что данные суммы входят в стоимость этой продукции.

Адвалорная ставка – это проценты, которые берутся от стоимости подакцизных изделий. При этом цены учитываются без акциза и НДС. Однако в России адвалорные ставки в чистом виде не применяются. Эта разновидность является составляющей комбинированной ставки. Удобно считать акциз по формулам. Для твердой ставки она будет выглядеть следующим образом:

где А – акциз, БН – база налога (объем), СА – ставка акциза.

Приведем пример, чтобы было более понятно. Предприятием в текущем месяце реализовано 100000 бутылок шампанского. Объем бутылки составляет 0,5 литра. Ставка акциза за 1 литр – 14 рублей. Поскольку ставка идет на литр, узнаем, сколько литров было реализовано:

100000 х 0,5 = 50000 литров.

Подставляем данные в формулу. БН = 50000 л, СА = 14 руб.

А = 50000 х 14 = 700000 руб.

То есть за проданное шампанское нужно заплатить 700000 налога.

Если бы адвалорные ставки существовали, в качестве БН была бы стоимость товаров, а СА была бы выражена в процентах. Для комбинированной ставки применяется следующая формула:

А = БН х СА + МП х ДП,

где МП – максимальная цена продажи, ДП – доля в процентах.

Этот вид применяется, чтобы рассчитать налог для изделий из табака. Вариант более сложный, поэтому тоже объясняем на примере. Допустим, за месяц было выпущено 750000 пачек сигарет. Максимальная стоимость пачки в рознице составляет 110 рублей. Ставка акциза по сигаретам на 2018 год следующая: за 1000 штук – 1562 рубля, к ним добавляется 14,5% от максимальной цены продажи.

Чтобы узнать сумму акциза в нашем случае, сначала рассчитаем максимальную цену продажи:

750000 х 110 = 82500000 руб.

Далее высчитаем, сколько штук сигарет было выпущено. В пачке содержится 20 сигарет.

750000 х 20 = 15000000 штук

Теперь у нас есть все данные для расчета акциза:

А = 15000000 х 1562/1000 + 82500000 х 14,5% = 23430000 + 11962500 = 35392500 руб.

Если посчитать, то для данного примера в общем сбор от всей цены продажи составляет около 43%. Это большая цифра, но, как уже упоминалось ранее, фактически её платят те, кто непосредственно покупает сигареты.

Что не является подакцизным товаром?

Для того чтобы определиться, относится та или иная продукция к подакцизной категории, например, моторное масло подакцизный товар или нет, нужно следить за изменениями законодательной базы.

Стоит заметить, что законодатель акцентирует внимание на особенностях налогообложения, когда освобождаются от уплаты акциза юридические или физические лица. В соответствии с положениями ст

184 НК РФ (часть 2), если имеется банковская гарантия, не подлежат налогообложению, в том числе взиманию акциза:

В соответствии с положениями ст. 184 НК РФ (часть 2), если имеется банковская гарантия, не подлежат налогообложению, в том числе взиманию акциза:

  • экспортируемые товары или реализованные в таможенной процедуре реэкспорта;
  • полученные путем переработки на территории таможни;
  • товары, переданные собственнику или по его указанию другим лицам, если они произведены из давальческого сырья, помещенного под таможенную процедуру переработки на таможне, а также при реализации за рубеж.

К подакцизным товарам не относятся в настоящий момент:

  • отдельные лекарственные препараты, прошедшие в установленном порядке регистрацию;
  • парфюмерия и косметика, имеющая в своем составе спирт, если она реализовывается в малых или металлических емкостях, доступных к применению как аэрозоли);
  • продукция бытовой химии (в металлических баллончиках с распылителем аэрозольного типа);
  • зарегистрированные ветеринарные препараты, если они разлиты по емкостям вместимостью до 100 мл;
  • отходы, остающиеся после процесса производства этилового спирта, ликероводочных изделий, которые подлежат дальнейшей переработке;
  • пивное сусло.

Преференции за мощности

Идея предоставления обратного акциза нефтегазохимическим компаниям, перерабатывающим СУГ и этан при условии строительства новых мощностей, на первый взгляд, гармонично вписалась в комплекс решения поставленных президентом России задач по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал и повышению их доли до 25% от ВВП. По мнению законотворцев, этот механизм должен простимулировать бизнес активнее инвестировать в создание и модернизацию газохимических производств. По прогнозам правительства, успешная реализация дорожной карты должна к 2025 году привести к росту объемов производства крупнотоннажных полимеров до 11,1 млн тонн, против 5,3 млн тонн в 2019 году. Предполагается, что удастся нарастить объем экспорта к 2025 году до 4,4 млн тонн.

В 2019 году Минфин и Минэнерго РФ определились с размерами обратного акциза на этан. «По этану принципиальное решение принято — 9 тыс. рублей на тонну обратного акциза. Эта сумма достаточная для того, чтобы обеспечить нормальную экономику для строительства новых проектов — это добавляет 3-4 процента IRR (внутренняя норма доходности) крупному типовому проекту. На наш взгляд, это делается экономически привлекательным и для того, чтобы появились такие проекты», — в одном из интервью пояснил зам главы Минэнерго РФ Павел Сорокин. Пока же ежегодно и только в России, сжигается до 10—11 млн тонн этана, который содержится в газе.

Ежегодно в России с газом сжигается по 10—11 млн тонн этана — ценного сырья для газохимии. Фото yandex.ru

«Остается открытым вопрос, будем ли мы поддерживать действующие проекты в части переработки газового сырья или только новые проекты? Если мы будем поддерживать новые проекты, то действующие со временем окажутся в неравных конкурентных условиях», — в октябре 2019 года признал Алексей Сазанов (до 2020 года директор Департамента налоговой и таможенной политики, а в настоящее время статс-секретарь — заместитель министра финансов РФ, — прим. ред.). Но при этом отметил, что «поддержка всех проектов приведет к десяткам миллиардов выпадающих доходов бюджета».

Однако если посмотреть с другой стороны, бюджет кратно скомпенсирует вложенные средства от дополнительных налоговых отчислений благодаря запуску новых перерабатывающих мощностей этана и СУГ и повышения эффективности реализации именно действующих производств.

Алексей Сазанов: «Остается открытым вопрос, будем ли мы поддерживать действующие проекты или только новые». Фото: pbs.twimg.com

«Решение ввести обратный акциз на этан и СУГ было принято для того, чтобы стимулировать переработку этого сырья в стране и создать более привлекательные условия для запуска новых проектов. Соответствующий законопроект в настоящий момент разрабатывается, говорить о его конкретных параметрах пока преждевременно», — в ответе на запрос «Реального времени» пояснил Сазанов. При этом он высказал уверенность, что «принятие законопроекта позволит повысить конкурентоспособность нефтегазохимии. При большом сырьевом потенциале, которым обладает Россия, доля этана и СУГ, которая перерабатывается сейчас, незначительна, что обусловлено отсутствием установок по переработке. Предлагаемые меры господдержки станут импульсом для строительства новых мощностей по переработке этого сырья в России».

Чтобы сделать разрабатываемый законопроект действительно полезным для развития нефтегазохимической отрасли, правительство, услышав действующих участников нефтегазохимического рынка, пересмотрело текст законопроекта таким образом, чтобы обратный акциз могли получить не только вновь строящиеся производства, но и действующие предприятия.

Однако было введено дополнительное условие — нужно инвестировать в новые производственные мощности по переработке этана до конца 2026 года не менее 65 млрд рублей и еще 65 млрд рублей до конца 2027 года в новые мощности по переработке СУГ. Только выполнив условие по инвестициям суммарно в 130 млрд рублей, несмотря на ранее произведенные инвестициями в развитие нефтехимии, предприятия смогут наравне с новыми участниками отрасли претендовать на право получить обратный акциз на СУГ и этан, в той части, которую действующие производства перерабатывают на уже имеющихся мощностях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector