Банкротство отсутствующего должника

Временный управляющий в процедуре банкротства предприятия

Руководить стадией наблюдения при банкротстве юридического лица должен независимый эксперт, назначаемый арбитражным судом — временный управляющий. Управляющий в процессе своей работы должен выполнять ряд следующих задач:

  • контроль действий и решений руководства для исключения фиктивности банкротства;
  • анализ финансовых показателей организации;
  • формирование списка кредиторов и проведение первого собрания;
  • подготовка заключения и рекомендаций по результатам проверки.

Для выполнения перечисленных задач временный управляющий имеет право получить доступ к любой документации организации, в том числе и содержащей конфиденциальные данные. Отказ в предоставлении доступа со стороны руководства юридического лица расценивается как воспрепятствование работы управляющего в процедуре наблюдения и сокрытие достоверных данных.

Правовое регулирование

Законодательство о банкротстве юрлиц было принято в 2002 году. В ФЗ №127 от 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)» регулярно вносятся поправки и изменения. Наиболее масштабные правки были внесены в 2008 году. Данный закон объединяет в себе правила банкротства для юридических и физических лиц, но опираются эти процедуры на разные правовые нормы.

Согласно определению, которое приведено в ФЗ-127 «О банкротстве», под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная неспособность должника в полном объеме погасить требования кредиторов в части денежных обязательств. Также в объем не исполненных юрлицом долговых обязательств могут входить выходные пособия и заработная плата в пользу лиц, работающих по трудовому договору.

Различается реальное и техническое (временное) банкротство. При реальном банкротстве компании грозит полное прекращение деятельности, так как капитал был утрачен и дальнейшая финансовая деятельность невозможна.

Под техническим банкротством понимается неспособность юрлица исполнить свои обязательства по долгам только в текущий момент, тогда как в дальнейшем его финансовое состояние нормализуется. Например, такая ситуация возникает, если банкротится контрагент компании, который не заплатил за несколько партий отгруженных товаров или оказанных услуг (то есть образовалась крупная дебиторская задолженность).

По закону любой субъект финансовой деятельности может обанкротиться за исключением религиозных организаций, государственных и общественных объединений, политических партий и государственных учреждений.

Что такое банкротство банка

Причины банкротства финансовой организации могут быть различными: неумелое руководство, финансовый кризис, проведение высокорискованной политики, вывод активов, резкий рост дебиторской задолженности, резкий рост ставок по вкладам, недостаток ликвидности и пр.

Утрата платежеспособности имеет большие последствия для его клиентов:

  1. Физические лица утрачивают оперативный допуск к своим денежным средствам на депозитах.
  2. Юридические лица терпят убытки, теряют возможность оперативно проводить платежи, вынуждены платить штрафы и неустойки за просрочку платежа.
  3. Участники закупочной деятельности не могут обеспечить заявку, выступить гарантом или поручителем для сделки.

Чтобы немного сгладить возможные негативные последствия банкротства финансовой организации, законодательно были установлены отдельные правила для признания их банкротами. Они более строгие, чем те, которые применяются по отношению к другим юрлицам.

Правовые нормы

Вопросам банкротства банков и иных финансовых организаций в 127-ФЗ «О несостоятельности» от 2002 года, по которому банкротятся все юрлица, посвящена отдельная глава. Ранее действовал отдельный закон о банкротстве банков. Но с конца 2014 года регулирование процесса в отношении банков включили в законодательство о банкротстве (параграфы 4, 4.1 Главы 9 127-ФЗ).

Кредитная организация считается находящейся на пороге банкротства, если она не способна удовлетворить требования кредиторов. В ст. 189.8 127-ФЗ перечислены признаки финансовой несостоятельности банка:

  1. Финансовая организация не в состоянии выплатить денежные обязательства в течение 14 дней после наступления даты исполнения. Речь идет об обязательствах по требованиям кредиторов в рамках гражданско-правовых договоров, по выплате выходных пособий и оплате труда лиц по трудовому договору.
  2. Банк не может погасить требования кредиторов или исполнить обязанности по уплате обязательных платежей за счет своего имущества.

Под обязанностью кредитной организации выполнить обязательства по обязательным платежам понимается как обязанности по выплате налогов за себя, так и по перечислению обязательных платежей по поручению клиентов.

В чем особенности процедуры

Банковские организации первоначально применяют комплекс мер по восстановлению работы организации и ее платежного баланса. Если реабилитирующие мероприятия банку не помогли, то Центробанк вправе отобрать у него лицензию на работу в банковской сфере. Такое решение он принимает при недостатке собственных средств у банка, при недостижении банком установленных законом финансовых нормативов, при неисполнении банком требований ЦБ о приведении величины уставного капитала в соответствие с нормативами и пр. До отзыва лицензии организация должна обязательно применять меры по недопущению банкротства.

После отзыва лицензии в отношении банка вводится процедура банкротства или ликвидации (если имущества компании оказывается недостаточно для закрытия всех долговых обязательств).

Сама по себе процедура признания финансовой несостоятельности не означает 100%-го закрытия банка в перспективе: по результатам реабилитирующих этапов (внешнего управления или санации) платежеспособность организации может быть возобновлена, и организация не будет ликвидирована. Но в 99% случаев прохождение процедуры банкротства банком приводит к его ликвидации.

Обычно если в работе банка не было выявлено признаков мошенничества или банкротства (в частности, если банк не был уличен в отмывании денег, обналичивании или выводе активов), то финансовый регулятор принимает комплекс мер по недопущению банкротства. В частности, в отношении банка могут ввести процедуру государственной и коммерческой санации (комплекса мер по улучшению финансового состояния через реорганизацию, кредитование, изменение портфеля услуг и пр.) и такая программа нередко доказывает свою эффективность.

В остальных случаях банк будет проходить следующие этапы в ходе своего банкротства:

  1. У него отзывают лицензию на банковскую деятельность ЦБ РФ (он является регулятором в данной сфере).
  2. Арбитражный суд принимает решение о начале процедуры банкротства на основании заявления заинтересованного лица.
  3. Назначается конкурсный управляющий в лице АСВ (Агентства по страхованию вкладов).
  4. Проводится процедура банкротства, и при невозможности восстановления платежного баланса вводится этап конкурсного производства.
  5. Имущество и собственность банка распродается на открытых и закрытых торгах (в том числе подлежит продаже дебиторская задолженность).
  6. При недостаточности имущества для погашения всех долговых обязательств банк ликвидируется.

При каких финансовых обстоятельствах вводится обязательное наблюдение

Эта процедура, осуществляемая при банкротстве индивидуального предпринимателя или юридического лица обычно применяется с целью:

  • обеспечить абсолютную сохранность ликвидного имущества заёмщика;
  • составить реестр имеющихся кредиторских требований;
  • провести в срок первое собрание кредиторов, на котором будет принято решение о дальнейшей судьбе заёмщика.

Названная процедура в процессе экономического банкротства, согласно закону, не применяется к следующим категориям должников:

  • компаниям, которые уже решено ликвидировать;
  • отсутствующим должникам;
  • юридическим лицам, чья деятельность по привлечению финансов незаконна;
  • любому гражданину РФ, если он не индивидуальный предприниматель.

На то время, пока проводится наблюдательная процедура на основании подачи лицом заявления о несостоятельности, арбитраж обязан назначить внешнее экономическое управление средствами должника. Суд утверждает должность управляющего. Податель заявления о банкротстве обязуется выплачивать ему за работу вознаграждение.

Управляющий не получает права распоряжаться конкурсной массой заёмщика, определённой в результате конкурсного производства. Оно представляет собой депонент в соответствии с договором об условном депонировании.

При осуществлении процедуры внешнего наблюдения текущая работа фирмы может не прерываться. Работники не обязаны покидать рабочие места и прекращать выполнение своих обязанностей.

Кредиторы получают право голоса на первом собрании, где решается, возможно ли заключить мировое соглашение.

Цели проведения обязательной процедуры внешнего наблюдения

Законодательством Российской Федерации чётко определены две основные цели этой процедуры после подачи в арбитраж заявления о финансовой несостоятельности заёмщика.

Первая цель — финансовое оздоровление предприятия должника с целью не дать ему уйти с рынка и выполнить все предписанные ему долговые обязательства без ликвидации и продажи имущества должника.

Если же действия управляющего уже не могут улучшить экономическое состояние предприятия, реализуется вторая цель — ликвидация юрлица. В этой ситуации это единственный способ удовлетворение кредиторских запросов. Результатом ликвидации предприятия становится реализация его активов.

Для достижения названых целей осуществляется комплекс мероприятий:

  • реализуются меры, направленные на сохранение материальных ценностей и иных активов предприятия-должника;
  • комплексными методами анализируется финансовое положение банкротящегося предприятия;
  • собирается информация обо всех требованиях, выставленных кредиторами;
  • собранная информация оформляется в реестр;
  • кредиторы оповещаются о начале стадии наблюдения, необходимой при процедуре дальнейшего банкротства.

Наблюдение как необходимая процедура даёт возможность принять оптимальное и справедливое решение о дальнейшей судьбе активов предприятия должника.

Сроки наблюдения при банкротстве

Продолжительность периода наблюдения чётко определена российским законодательством. Установленные временные ограничения необходимо строго соблюдать, чтобы банкротство считалось законным.

Согласно последним законодательным актам, наблюдение длится не больше 7 месяцев.

Последствия процедуры наблюдения при финансовом банкротстве предприятия

Главным последствием периода наблюдения как начального этапа финансового банкротства является решение первого собрания кредиторов о дальнейшей судьбе предприятия банкротящегося должника. Либо заимодавцы соглашаются на продолжение деятельности задолжавшего им лица, либо происходит его ликвидация и реализация имущества за долги. А также в качестве последствий введения процедуры обязательного наблюдения в деле об экономическом банкротстве определяются основные способы, которыми будут осуществляться ликвидация и погашение финансовых обязательств заёмщика.

Порядок оформления банкротства по упрощенной процедуре ликвидируемого должника

Для проведения упрощенной процедуры банкротства установлены определенные сроки. Она проводится на основании решения арбитражного суда, заявление в который должно быть подано не позднее, чем на 10-й день после принятия решения о ликвидации предприятия.

Для заявления требований кредиторами также установлены сокращенные сроки, которые составляют всего 60 дней с момента публикации о ликвидации в «Вестнике государственной регистрации».

Сроки проведения упрощенной процедуры банкротства составляют от полугода до 9 месяцев для ликвидируемого и отсутствующего должника.

Для физических лиц

Индивидуальные предприниматели, согласно Федеральному Закону «О несостоятельности физических лиц» также имеют право на ликвидацию своего предприятия через процедуру банкротства, что позволит им списать часть невыплаченных долгов перед небюджетными организациями.

Порядок упрощенной процедуры банкротства гражданина, когда принят вопрос о закрытии предприятия:

  • подготовка пакета документов;
  • подача заявления в суд;
  • судебный процесс и признание физического лица ИП банкротом.

Важно, что при несостоятельности физического лица реализуются все активы, которые были задействованы в осуществлении предпринимательской деятельности с целью погашения кредиторских задолженностей. Также, если лицо осуществляло предпринимательскую деятельность не само, а нанимало рабочих, к обязательным погашениям задолженностей относятся расчеты по оплате труда

Также, если лицо осуществляло предпринимательскую деятельность не само, а нанимало рабочих, к обязательным погашениям задолженностей относятся расчеты по оплате труда.

Порядок проведения сокращенной схемы несостоятельности предприятия

Ликвидационные мероприятия компании по упрощенной процедуре банкротства юридического лица проходят в несколько стадий:

  1. На собрании учредителей выносится решение о ликвидации организации. Назначается ликвидатор, который уведомляет ФНС о начале упрощенной процедуры банкротства фирмы. На основе полученного заявления налоговый орган заносит запись в ЕГРЮЛ о начавшемся процессе. С этого момента руководителем организации становится ликвидатор.
  2. Ликвидатор размещает публичное уведомление о упрощенном банкротстве компании в СМИ и лично сообщает каждому кредитору, внебюджетным фондам и другим лицам о начавшейся процедуре.
  3. Проводятся мероприятия по уточнению сведений об имеющемся имуществе компании. Для этого ликвидатор направляет запросы в налоговую службу, Росреестр, Роспатент и прочие органы, имеющие информацию об имуществе. С налоговой службой проводится сверка по налогам.
  4. Одновременно в налоговую службу направляется промежуточный баланс, где указывается, что долги предприятия составляют свыше 300 тыс. рублей. На основании этого ликвидатор подает заявление о признании компании банкротом в арбитражный суд. Сделать это он обязан на протяжении 10 дней.
  5. После рассмотрения заявления арбитраж признает юридическое лицо банкротом, происходит открытие конкурсного производства и назначение арбитражного управляющего. В процессе конкурсного производства управляющий опубликовывает информацию о признании компании банкротом в СМИ. Кредиторы вправе на протяжении 30 дней заявить о своих требованиях к компании-должнику. Арбитражный управляющий в процессе банкротства проводит инвентаризационные мероприятия имущества, удовлетворяет требования кредиторов, взыскивает дебиторскую задолженность, закрывает расчетные счета и отчитывается о совершенных действиях.
  6. На основе полученной отчетности управляющего арбитражный суд выносит определение об окончании упрощенной процедуры банкротства юридического лица. Уже на основании этого налоговый орган исключает компанию-должника из реестра ЕГРЮЛ, выдает свидетельство о ликвидации. С данного момента все задолженности юридического лица считаются погашенными, в дальнейшем их взыскание становится невозможным.

Срок процедуры наблюдения

В самой статье 62 127-ФЗ, которая регулирует наблюдательную процедуру в отношении должника, не содержится указания на конкретные сроки наблюдения. Но в п. 3 ст. 62 127-ФЗ подчеркивается, что стадия наблюдения завершается с учетом положений ст. 51 127-ФЗ.

Статья 51 127-ФЗ регулирует общие сроки банкротства, и, согласно ей, максимальный временной период введения наблюдения составляет 7 месяцев. Сроки наблюдения начинают отсчитываться с даты принятия арбитражным судом определения о признании заявления должника обоснованным и переходе к этапу наблюдения.

Указанный временной промежуток в 7 месяцев не означает, что суд введет данную процедуру на этот срок: он может обозначить и более сжатые временные рамки. При установлении сроков наблюдения судья будет опираться на наименьшие сроки, которые необходимы для проведения наблюдения и оценки размера задолженности, величины активов должника и реализации иных задач этапа. Затягивать этап наблюдения нецелесообразно из-за увеличения финансовых и временных затрат на банкротство.

Обычно дата завершения наблюдения в определении арбитражного суда обозначается как дата следующего судебного заседания по делу о банкротстве, а дату окончания этапа прописывать не нужно. К следующему судебному заседанию должны быть пройдены обязательные стадии для дела о банкротстве, в частности, проводится собрание кредиторов.

О том, что в отношении должника ввели процедуру наблюдения, арбитражный управляющий в обязательном порядке сообщает в Федреестр и публикует сообщение в газете «Коммерсантъ». На это ему отводится не более 10 дней после вынесения судом определения о введении наблюдения. Таким образом, сведения о банкротстве юрлица становятся доступными для всех заинтересованных лиц на основании ст. 28 127-ФЗ. В сообщении приводятся реквизиты арбитражного суда, должника, сведения о временном управляющем и информация для передачи заявлений кредиторами на предъявление требований.

Для того чтобы заявить о своих требованиях должнику и включить их в официальный реестр, у кредиторов будет 30 дней с момента публикации сообщения о наблюдении. Если они не уложатся в отведенные сроки, то смогут заявить о своих требованиях и на других этапах банкротства вплоть до закрытия реестра (реестр закрывается в течение 2 месяцев после введения в отношении должника процедуры конкурсного производства).

Но если кредиторы не успевают заявить о требованиях должнику в течение месяца после введения наблюдения, то они утрачивают статус участников процесса и не смогут принять участие в первом собрании кредиторов, которое имеет определяющее значение для дальнейшего хода процесса банкротства.

В течение 3 дней после введения наблюдения арбитражный управляющий обязан оповестить об этом руководство компании и передает директору запрос на получение финансовой и бухгалтерской документации для последующего аудита и анализа.

За указанный семимесячный промежуток временный управляющий должен решить следующие задачи:

  1. Провести проверку юрлица на наличие признаков преднамеренного или фиктивного банкротства.
  2. Анализ финансового положения компании-должника, расчет задолженности, определение резервов для дальнейшего ведения бизнеса.
  3. Разработка и подготовка реестра требований кредиторов. Требования кредиторов включаются в реестр на основании поступивших от них заявлений.
  4. Созыв и проведение первого собрания кредиторов.

Временный управляющий и его обязанности

Процедура наблюдения предполагает назначение арбитражного управляющего. Согласно ст. 2 127-ФЗ, отвечает за нее временный управляющий. Он наделен следующими полномочиями в процессе наблюдения:

  1. Направление в арбитражный суд требования о признании недействительности сделок, которые нарушили имущественные права кредиторов (в частности, безвозмездные операции по передаче основных средств должника в пользу других юрлиц или гражданско-правовые договоры, которые были подписаны на нерыночных условиях).
  2. Выявление требований кредиторов и их оспаривание, в частности, из-за их необоснованности или по причине пропуска месячного срока.
  3. Уведомление всех выявленных кредиторов о введении в отношении юрлица процесса наблюдения.
  4. Ведение реестра требований кредиторов с указанием на сумму задолженности перед каждым кредитором, его доли в общем объеме требований (если не было принято решение о передаче данных полномочий к реестродержателю, либо подобная передача является по закону обязательным условием).
  5. Участие в заседаниях арбитражного суда.
  6. Принятие комплекса мер для обеспечения сохранности имущества должника, которое в дальнейшем может быть направлено на погашение требований кредиторов.
  7. Получение сведений о финансово-хозяйственной деятельности компании и анализ указанных данных.
  8. Ходатайство об устранении руководства должника от занимаемых должностей.
  9. Созыв и проведение собрания кредиторов.
  10. Предоставление суду отчетности по установленной форме, включая протоколы собрания кредиторов и все приложения. В отчетности по результатам анализа финансовой документации должника управляющий обязан указать на выявленные факты преднамеренного или фиктивного банкротства.
  11. Обоснование возможности восстановления нормального платежного баланса и необходимости введения реабилитационных этапов банкротства.

Таким образом, временный управляющий наделен важными полномочиями в деле о банкротстве, которые дают ему возможность существенно влиять на ход процедуры.

Внешнее управление

Внешнее управление осуществляется на всем протяжении процедуры банкротства в силу назначения специальной управляющей компании. Однако на этом этапе ее деятельность становится наиболее заметной, так как такая управляющая компания в полной мере реализует те мероприятия, которые были включены в специальный план по управлению страховой компанией. Этот план необходим для того, чтобы попытаться восстановить финансовую платежеспособность страховой компании.

Внешним данный этап управления компанией называется по причине того, что Совет директоров Центрального Банка Российской Федерации напрямую оказывает влияние на все действия, которые осуществляются в страховой компании, в том числе для того, чтобы сформировать достаточный объем средств для погашения требований кредиторов.

Однако в соответствии с положениями статьи 184.3-2 на погашение имеющихся требований кредиторов накладывается мораторий до того момента, пока не будет накоплен достаточный уровень денежных средств, который позволит в итоге избежать процедуры банкротства и отзыва лицензии у страховой компании.

Мораторий на требования кредиторов устанавливается на срок не более трех месяцев. Введение такого моратория может быть осуществлено еще на этапе функционирования временной администрации. Однако не все требования кредиторов в данном случае не подлежат удовлетворению – за страховой компанией сохраняются обязательства по платежам:

  • в государственные органы и фонды по обязательным налогам и платежам (речь о Фонде социального страхования и Пенсионном фонде);
  • оплата по требованиям, выставленным физическими лицами по платежам, назначенным страховой компании за причиненный таким физическим лицам вред здоровью или жизни;
  • оплата за исполнение физическими лицами трудовых обязанностей по заключенным трудовым контрактам, а также договорам гражданско-правового характера и авторским договорам, а также оплата обязательных выходных пособий сотрудникам;
  • оплата сборов, носящих организационно-хозяйственный характер, без осуществления которых сама страховая компания не сможет работать должным образом;
  • оплата возмещения по заключенному договору страхования или перестрахования в случае возникновения страхового случая;
  • оплата страховой премии перестраховщику при условии передачи ему обязательств по договору перестрахования, если такой договор был заключен до введения моратория;
  • оплата возврата части страховой премии при условии досрочного расторжения договора страхования или перестрахования, если необходимость в таком договоре отпала по обстоятельствам, отличным от наступления страхового случая;
  • оплата вознаграждения за выполнение работ или оказание услуг, например, по восстановительному ремонту имущества, при условии, что такие работы были включены в условия имущественного страхования, а медицинские услуги – в договор личного страхования.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector