Аудит пожарной системы: зачем и кому нужна оценка рисков

Содержание:

Какие нарушения можно компенсировать при НОР

После выявления нарушений и получения акта проверки у владельца сооружения появляется возможность исправить их. Полученные от оценщиков данные будут служить ориентиром для дальнейшей деятельности.

Независимая проверка пожарного риска позволяет избежать штрафов при проверке Пожарного надзора. Кроме того, проведение расчетов экспертами может предусматривать оспаривание выводов государственной комиссии. Например, сотрудники МЧС требуют установления определенной системы пожаротушения на складе, но это дорогостоящее мероприятие. Эксперты независимой оценки могут доказать с помощью проведения расчетов, что размер помещения не предусматривает установки именно такой системы. Это позволит сэкономить владельцам.

Составление актов

Преимущества получения услуги в Комплексном экспертном центре охраны труда

  • «Комплексный экспертный центр охраны труда» двадцать лет консультирует компании, помогает готовить специалистов и нужную документацию с учетом специализации. 
  • Наши эксперты досконально знают законодательство и оперативно реагируют на его изменения. Мы тесно сотрудничаем с органами следствия МВД, Прокуратуры Москвы и Московской области, поэтому всегда в курсе правоприменения на местах.
  • У нас вы получите лучшую цену за комплект услуг по оценке риска, куда входит все необходимое: от первичной консультации до финального получения результата оценки в виде заключения.
  • Наша работа экономит ваше время. Мы берем на себя бумажную работу и проверку соответствия объекта требованиям законодательства на месте, чтобы вы получили необходимую информацию и документы без отрыва от производства.

Регламентирующая документация

Проведение проверки противопожарной безопасности осуществляется в соответствии с нормативной документацией:

  • Постановления Правительства;
  • Приказ МЧС от 30.11.2016 г. № 644, который устанавливает сроки и периодичность проведения проверок;
  • ФЗ № 123 от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Понятие риска пожарной безопасности определяется именно в последнем документе. Для ее соблюдения по нормам акта должно быть соответствие двум условиям:

  • выполнение всех норм в соответствии с требованием Федерального закона;
  • соблюдение требований регламента и проведение расчетов риска на основании свода правил.

Основной задачей технического регламента является обеспечение спасения здоровья и жизни людей. Нормы документа ориентированы на любой проектируемый объект.

Технический регламент

Порядок проведения оценки пожарного риска

Аудит проводится на основании нормативных положений и методик расчета, которые берутся из приказов министерств и ведомств в соответствии с направлением работы учреждения.

Ознакомиться с этим порядком.

Общие положения

Для проведения НОР ПБ приглашается аккредитованная в МЧС организация. С ней заключается договор, в котором обязательно должна быть программа проведения оценки рисков, описан состав экспертов и их квалификация, срок исполнения обязательств.

После выполнения мероприятий на объекте производится расчет параметров, оформляется итоговый документ, и выдается официальное заключение.

Этапы аудита

Процедуру экспертизы можно разделить на ряд отдельных шагов:

  • изучение и анализ необходимых документов по ПБ предприятия;
  • физическое обследование территории учреждения, проверка эвакуационных путей, противопожарных систем безопасности, наличия и достаточности запасных выходов;
  • отслеживание пожароопасных мест;
  • осуществление расчетов в случаях, предусмотренных приказами и распоряжениями МЧС, проведение испытаний;
  • подготовка отчета по НОР ПБ, включающего в себя рекомендации по улучшению ситуации с ПБ на объекте.

Требования к компетентности аудитора

К проведению независимой оценки рисков допускаются специалисты, аккредито-ванные в МЧС и получившие соответствующие сертификаты и лицензию.

Оформление результатов

Итоговый документ формируется в виде прошитого и пронумерованного журнала, заверенного печатью аудиторской организации, подписями экспертов и руково-дителя.

На титульном листе обязательно указание реквизитов проверяемого объекта и компании, производившей работы.

Содержание документа включает в себя:

  • метод оценки, который был использован в данном случае, и обоснование его применения;
  • текстовое описание, схемы и чертежи объекта проверки;
  • система построения модели, выбор сценария пожара для проведения вычислений;
  • список выполненных работ с результатами;
  • расчет рисков, варианты развития возгорания, пути распространения;
  • определение времени, необходимого на эвакуацию людей из помещений в момент пиковой нагрузки здания;
  • перечень экспертов, производивших работы, их квалификация;
  • выводы и рекомендации по улучшению системы ПБ объекта;
  • список используемых в работе параграфов и статей нормативных актов, методик, законов.

Информация о реальном состоянии пожарной безопасности объекта

По результатам проведения аудита пожарной
безопасности собственник получает полную, всестороннюю и
достоверную информацию о реальном состоянии пожарной
безопасности объекта. Наличие такой информации позволяет:

выявить потенциально опасные
места (помещения, участки, процессы), создающие непосредственную угрозу
возникновения пожара, гибели и травмирования людей при пожаре;
получить объективную оценку
состояния (исправности, работоспособности, соответствия нормам и проектной
документации) систем противопожарной защиты (сигнализации, пожаротушения,
оповещения, противодымной вентиляции, противопожарного водопровода), а
также выявить недостатки, допущенные сторонними организациями при
проектировании, монтаже и техническом обслуживании этих систем; 
разработать концепцию
системы обеспечения пожарной безопасности с учётом риск-ориентированного
подхода;
реализовать на объекте
систему гибкого противопожарного нормирования, в основе которой лежит
право собственника рисковать своим имуществом при условии обеспечения
допустимого пожарного риска;
ранжировать мероприятия по
степени важности (опасности);
планировать выполнение
противопожарных мероприятий и их финансирование с учётом обоснованного
риска.

Указанная информация не может быть получена при проведении проверки
органом ГПН по следующим причинам:

  • ограниченное количество
    времени на проверку, жёстко регламентированное законодательством;
  • отсутствие
    заинтересованности объекта в выявлении нарушений инспектором (не
    показывается весь объект, «теряются» ключи от «проблемных» помещений, не
    предоставляются все документы);
  • низкая квалификация
    инспектора и отсутствие опыта;
  • отсутствие у инспектора
    технической возможности проведения испытаний и экспертиз;
  • отсутствие
    заинтересованности инспектора (как правило, переписываются нарушения из
    старых предписаний);
  • инспектора «боятся» выявлять
    новые нарушения («я не умнее моих предшественников», нарушения могут быть
    обжалованы с возможными негативными последствиями по службе);
  • инспектор не обязан
    разрабатывать мероприятия по устранению нарушений, предлагать наиболее эффективные
    способы устранения недостатков (в предписании просто указывается
    нарушение, а как его устранить – это не проблема инспектора, т.к. это не
    входит в его должностные обязанности).

ОНД и ПР по МО г. Лесосибирск

Опасные факторы

Пожарный риск предполагает выявление опасных факторов, к которым относят элементы, способные нанести вред людям и имуществу. Это может быть пламя, дым, высокая температура, токсичные вещества горения, пониженное содержание кислорода.

Необходимо учитывать, что существует и вторая волна воздействия негативных факторов. Она представлена в виде радиоактивных веществ, электрического тока, разных токсинов, оборудования, которое может нанести вред здоровью людей, а также повредить имущество.

Интенсивный пожар является причиной взрыва. Когда выявляются риски пожарной безопасности, учитывается давление, температура, фугасные свойства, нарастание давления, взрывная ударная волна.

С помощью расчета рисков есть возможность не допустить бедствия. Это получится сделать с помощью распределения сырьевых ресурсов, создания огнезащиты, оборудования пылевых и водяных заслонов. Не менее важную роль имеют паровая завеса и гидрозатворы.

Во время проведения комплекса мероприятий руководство организации будет осознавать ответственность за безопасность, а также внимательнее выбирать аппараты, агрегаты и оборудование. Другим плюсом расчета считается оптимизация средств, которые выделяются для противопожарной системы. Поэтому оценка считается подходящим инструментом для обеспечения безопасности.

Как правильно составить ТЗ на независимый расчет пожарных рисков

Как и при оформлении технических заданий на другие виды проектных работ и изысканий, разработчику расчета пожарных рисков нужно:

  • представить исходные данные на участок и существующие объекты;
  • указать основные параметры и характеристики проектируемого здания;
  • определить требования к результату работы, т.е. содержанию готовых документов.

Чтобы избежать ошибок при подготовке расчетов, важно правильно и точно составить ТЗ. Помощь в этом окажут опытные специалисты компании Смарт Вэй

С примером технического задания на расчет пожарных рисков вы можете ознакомиться на нашем сайте.

Чем отличается посещение инспектора от аудита?

По сравнению с проверками Госпожарнадзора аудит имеет несколько преимуществ:

  • аудиторы выполняют свою работу качественно, используя принципы индивидуального подхода к каждому клиенту: такая деятельность необходима для того, чтобы не потерять аккредитацию в МЧС России;
  • эксперты-аудиторы осуществляют свою работу в сроки, утвержденные договором;
  • надзорная работа Госпожарнадзора плановая, поэтому проверки могут быть выполнены в любое время, что увеличивает риск нахождения нарушений;
  • аудитор выявляет нарушения, после чего предоставляет рекомендации по их устранению, а также контролирует эту работу;
  • аудитор не может привлечь руководство предприятия к административной ответственности за нарушения, а Госпожарнадзор вправе выписать штраф.

Аудиторская проверка помогает установить состояние предприятия, что уменьшает риск возникновения наказания от контрольных органов. Необходимо лишь выбрать фирму, которая профессионально занимается этой деятельностью.

Основание для проведения независимой оценки пожарного риска

Нормативными документами, по которым проводится аудит пожарной безопасности, служат «Методики» утвержденные Приказом №382 от 30 июня 2009 г и Приказом МЧС №404 от 10 июля 2009 г. Выбор методики зависит от особенностей здания, но оба метода соответствуют требованиям Постановления Правительства №87 от 16 февраля 2008 г и согласованы с Законом №123-Ф3.

Основанием для проведения оценки рисков служат следующие случаи:

  • Проектирование новых зданий и сооружений.
  • Модернизация существующей системы ПБ с внесением изменений в оборудование.
  • Перепланировка здания (добавление комнат, складов, хранение новых материалов с другим классом горючести).
  • Разработка пожарной декларации.
  • Возникновение трудно устранимых нарушений, предписанных контролирующим органом (например, построить второй запасной выход на верхнем этаже здания).
  • Разработка специфических технических условий для производства.
  • Личная заинтересованность владельца здания в удостоверении, что все находится на должном уровне в плане пожарной безопасности, особенно если в сооружении хранятся большие материальные ценности.

Пожарному аудиту подлежат все типы зданий, в которых люди находятся постоянно или временно. Сюда включаются: театры, банки, офисы компаний и госучреждений, образовательные центры, медицинские заведения, гостиничные комплекты, торговые центры, склады и производственные объекты.

Лучшие материалы блога

Охрана труда

Коронавирус: Правила личной гигиены для работников

Обсерватор при коронавирусе: Памятка

Схемы строповки грузов

Как пройти аттестацию по промышленной безопасности

Пожарная безопасность

План подготовки к паводковым мероприятиям

Пожарная безопасность вагон-домов

Рекомендации по действиям при пожаре

Пожарная безопасность в автосервисе

Электробезопасность

Презентация на 1 группу по электробезопасности

Чек лист электрооборудования

5 шагов по присвоению 1 группы по электробезопасности

План мероприятий по электробезопасности на предприятии

Экология

Канцерогенный паспорт на предприятии – образец

Как правильно утилизировать огнетушители

Обращение с ТКО

План-график производственного экологического контроля (пример заполнения)

Что такое пожарные риски и кто их должен рассчитать

Юридическое понятие пожарного риска указано в ст. 2 Закона № 123-ФЗ – это мера возможности реализации пожарной опасности объекта, последствий для человека и имущества. Для расчета и оценки пожарного риска применяются следующие показатели:

  • тип и целевое назначение здания (жилой или нежилой объект, производственное или общественное здание, и т.д.);
  • параметры и функциональные характеристики объекта (высота, площадь, количество помещений);
  • список возможных причин возгораний;
  • перечень пожароопасных причин и ситуаций;
  • перечень возможных последствий, которые могут наступать по причине возгорания.

Расчет пожарных рисков происходит путем определения показателей и их сравнения с нормативными значениями, построения моделей по времени эвакуации из здания и помещений, полей опасных факторов. Расчеты будут включаться в специальные технические условий, проектную документацию, в декларацию пожарной безопасности. Проверять расчеты будут специалисты МЧС при согласованиях и экспертизах.

Нормативные акты аудита пожарных рисков

Основные нормы пожарной безопасности, которые применяются в проектировании и строительстве, указаны в Федеральном законе № 123-ФЗ. Также для расчета пожарных рисков нужно применять:

  • Федеральный закон № 384-ФЗ (скачать);
  • НПБ 110-03 нормы пожарной безопасности (скачать);
  • СНиП 21-01-97 Пожарная безопасность (скачать);
  • Приказ МЧС № 382 с Методикой определения расчетных величин пожарных рисков (скачать);
  • Приказ МЧС № 404 с Методикой определения пожарных рисков для производственных зданий (скачать).

Также есть специальные нормативные акты для проверки и согласования документов, в которые включены расчеты пожарных рисков. Например, при согласовании СТУ (специальные технические условия) применяется Приказ МЧС № 710. Расчеты, включенные в проектную документацию, будут проверены в ходе экспертизы.

Риски пожарной безопасности простым языком

Обеспечить нормы противопожарной безопасности нужно при строительстве и реконструкции каждого объекта. Для этого определяются и изучаются возможные опасности, анализируются условия и последствия распространения огня. На основе расчетом и моделирования определяются решения в сфере пожарной безопасности, проектируются сети и оборудование, пути эвакуации людей. Чтобы выбрать правильные решения, снижающие опасность для людей и имущества, делаются расчеты пожарных рисков.

В сфере проектирования, строительства и эксплуатации здания расчеты пожарных рисков нужны:

  • при невозможности точно соблюсти требования пожарной безопасности, указанные в законах и нормативных актах, стандартах и СП;
  • при проектировании систем противопожарной защиты от опасных факторов и их последствий;
  • при разработке деклараций пожарной безопасности;
  • при разработке СТУ и проектирования зданий, для которых отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности.

Полностью устранить риски возгораний и пожаров невозможно. Однако если знать возможные виды опасностей и точно оценить их последствия, можно спроектировать эффективную систему пожаротушения, выбрать нужные конструктивные и планировочные решения, подобрать стройматериалы или оборудование.

Основной целью расчета пожарных рисков является обеспечение безопасности людей, быстрой эвакуации из всех помещений здания

Проблемы и сложности при расчете пожарных рисков

От правильности и точности расчета пожарных рисков напрямую зависит безопасность людей и имущества. В процессе разработки расчетов могут возникать следующие проблемы:

  • сложная архитектура и планировка объекта, что увеличивает количество опасных факторов, возможных сценариев развития пожара;
  • подготовка расчетов на здания с большим количеством людей;
  • необходимость выбирать стройматериалы с соответствующими классами горючести, сертификатами пожарной безопасности для отделки путей эвакуации, помещений общего пользования;
  • большое количество опасных и сопутствующих факторов, что увеличивает время эвакуации, территорию полей пожара.

Также проблемы могут возникать по причине отсутствия действующих стандартов и сводов правил для проектируемого здания. В этом случае расчет пожарных рисков нужно разрабатывать одновременно с оформлением специальных технических условий. Специалисты компании Смарт Вэй устранят любые сложности, помогут пройти согласования с первого раза и в максимально сжатые сроки.

Кроме того, в соответствии с внесенными в КоАП изменениями:

1) установлена административная ответственность экспертов в области оценки пожарного риска за нарушение порядка оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности при проведении независимой оценки пожарного риска, а также за заведомо ложное заключение о независимой оценке пожарного риска.

Лица, осуществляющие деятельность в области оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), совершившие указанные выше административные нарушения (ч.9 ст.20.4 КоАП), несут административную ответственность как должностные лица.

Указанное правонарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 15 тысяч до 20 тысяч рублей.

В этой связи установлено, что положения о дисквалификации по ст.3.11 КоАП распространяются на деятельность в области независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности). Срок дисквалификации за указанные выше правонарушения со стороны эксперта в области оценки пожарного риска составляет от 1 года до 3 лет.

2) увеличены штрафные санкции за нарушение требований пожарной безопасности. Так, повторное невыполнение в срок законного требования органа государственного пожарного надзора влечет за собой наложение административного штрафа:

— на граждан в размере от 4 до 5 тысяч рублей;

— на должностных лиц — от 15 до 20 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до 3 лет;

— на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 40 до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

— на юридических лиц — от 100 до 200 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Кроме того, нарушение требований пожарной безопасности влечет за собой предупреждение или наложение административного штрафа:

— на граждан в размере от 2 до 3 тысяч рублей (ранее устанавливался размер от 1 до 1,5 тыс. рублей);

— на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 20 до 30 тысяч рублей; — на юридических лиц — от 150 до 200 тысяч рублей. Ужесточены также санкции за нарушение требований пожарной безопасности в условиях противопожарного режима. Так данное правонарушение влечет за собой наложение административного штрафа:

— на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 30 до 40 тысяч рублей; — на юридических лиц — от 200 тысяч до 400 тысяч рублей.

3) государственные инспектора по пожарному надзору федеральных органов исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации наделяются правом рассматривать дела об административных правонарушениях.

Пожарное заключение

Когда выявлена величина пожарного риска, создается заключение. Документ предоставляется только в случае допустимого уровня нарушения. Экспертная фирма составляет план мероприятий по устранению недостатков со сроками их проведения. Когда выполнена эта работа, создается заключение с выводами.

В документ вносится следующая информация:

  • реквизиты сторон и договора;
  • описание объекта;
  • сведения об экспертах;
  • результаты работы и выводы.

Заключение составляется в 3 экземплярах. Их подписывают эксперты, руководители, после чего документы скрепляются печатью предприятия. В течение 5 дней заключение отправляется владельцу, второй экземпляр – для процедуры регистрации в ЦНД ГУ МЧС России, а третий – остается на фирме. На этом процедура считается полностью завершенной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector